Ц е н т р   е в р е й с к о г о   о б р   а  з о в  а  н и я   У к р  а  и н ы
М е т о д и ч е с к и й   к  а  б и н е т

    Такой легкий, радостный, блестящий и шумный праздник Пурим является, тем не менее, одним из самых непростых и глубоких. Философские идеи праздника мерцают и переливаются где-то в глубине, скрытые за шумными атрибутами, как скользящие в туманных глубинах вод необыкновенные рыбы - символы месяца Адар, такого же мистического и неоднозначного.
    Прежде всего, свиток Эстер - одна из немногих книг ТаНаХа, написанная в изгнании, в Галуте. Все в ней узнаваемо: и рассеянный народ, и неопределенное положение изгнанников, чья судьба может зависеть от каприза местного сановника, и упорное желание приспособиться к местным обычаям, мучительное противостояние обособленности и ассимиляции. Представляя нам Мордехая, Мегила четыре раза повторяет в одном предложении слово "изгнан", подчеркивая самоощущение Мордехая: не "один персидский еврей",  а  "изгнанник".
    Интересно сравнить Свиток Эстер с историей другого изгнанника - Иосифа, проданного в Египет своими братьями. Что общего, казалось бы? Как и Иосиф, Эстер не по своей воле очутилась в изгнании; и Иосиф, и Эстер, скрывают свое истинное происхождение; в обеих книгах героя, благодаря его необыкновенным качествам, неожиданно возвышают до фактически второго человека в государстве, и это дает ему возможность спасти евреев от опасности, совершить деяния на благо еврейского народа. Повторяются даже такие детали, как передача перстня в знак даруемой власти, царская одежда и царский конь, и провозглашение царской милости: "...и снял фараон перстень с руки своей, и надел его на руку Иосифу, и одел его в одежду из виссона, ... и велел везти его на колеснице, ... и возглашали перед ним."
    История, рассказанная в Мегилат Эстер, кончается замечательно - радостью и ликованием, и победой, и упрочением положения евреев. Так что, выходит, и в Галуте можно неплохо устроиться, особенно если свои люди у власти... На это отвечает нам неслышно идущая на втором плане параллель с историей Иосифа, и мы вспоминаем, как после столь удачного завершения истории, всего через несколько поколений после Иосифа, евреи очутились в пучине рабства и унижения. Сколько раз впоследствии повторяла история этот урок! Потому как сказано в Торе: "...и среди неевреев не будешь знать покоя".

Сокрытие лица Всевышнего

    Впервые с момента получения Торы на горе Синай евреи очутились в изгнании. Иерусалим и Святой Храм лежали в руинах. Всевышнего, как казалось многим, больше не интересовала судьба Его народа. Обязаны ли теперь евреи соблюдать условия Завета? Ведь если муж выгоняет жену из дому, она не обязана более хранить верность ему,  а  евреи изгнаны из земли, обетованной им Всевышним. И никакого чудесного вмешательства что-то не видно...
    Эту эпоху назвали наши мудрецы временем сокрытия лица Всевышнего. Что происходит, когда лицо Б-га скрывается от нас? Люди перестают видеть, как Его Рука творит историю. До этого момента кажется несомненным, что удачи и поражения еврейского народа зависят от его союза с Б-гом и верности Его учению. В словах Торы и пророков евреи умели видеть предостережения и обещания, и если хранили верность Завету, то получали вознаграждение в этой жизни. Если же они были глухи к Его слову, возмездие не заставляло себя ждать. Так было, когда воля Б-га была им открыта и ясна. Когда же Его Лицо скрылось, евреям стало казаться, что они зависят от капризов правителей, изменчивости природы и превратностей истории. Ко временам Эстер и Мордехая период явных чудес в еврейской истории закончился. С этого момента еврейская история приобрела иной характер. Теперь евреи должны были понять, что не только небесный огонь и расступившиеся воды морские, но и события повседневной жизни есть проявление Его воли.
    Книга Эстер - единственная из 24-х книг ТаНаХа, где ни разу не упоминается Б-г. Ни разу! Все происходящее, на первый взгляд, является просто удачной цепью случайных совпадений. Однако, Талмуд разъясняет нам, что слово "царь" в Свитке является указанием также и на Б-га, Царя Вселенной; тем не менее, то, что Его Имя не называется прямо, выделяет книгу Эстер из всех остальных книг Священного Писания.
    Мудрецы Талмуда сравнивали Эстер с утренней зарей, потому что как заря - это переход от одного состояния природы в другое, так и Эстер открывает новую эпоху в еврейской истории. Прошло детство народа, когда Моше Рабейну разговаривал со Всевышним в любое время; и юность, когда Всевышний открывался народу Израиля через пророков. С Эстер закончилось время явных чудес. Как родители, которые постоянно опекают ребенка, пока он мал, перестают открыто указывать ему, когда он взрослеет, так и Всевышний проявляет свою волю через, казалось бы, случайные совпадения естественных событий. Вера, основанная только на чудесах, поверхностна. Евреи должны были учиться жить в новом мире и видеть проявления Всевышнего не только в манне небесной, но и в шуме дождя и рождении ребенка. Мир - это Его создание и Его присутствие в нем постоянно, хоть мы этого и не замечаем.
    Многое скрыто в Свитке Эстер: не упоминается Б-жественное присутствие, Эстер скрывает свое происхождение и родство с Мордехаем. В самом имени Эстер () мы находим ивритский корень , который обозначает сокрытие, тайну. Где в Торе мы можем найти указание на Эстер? - говорит Талмуд, трактат Хулин, - там, где говорится о сокрытии лица Б-га:

    "И уклонится Израиль к богам чужого народа, ... и оставит он Меня, и нарушит союз Мой, который Я заключил с ним. И возгорится гнев Мой на него в тот день, и оставлю Я их, и сокрою лицо Свое от них, и будет он истребляем, и постигнут его многие бедствия; и скажет он в тот день: "не потому ли, что нет Б-га моего среди меня, постигли меня бедствия эти?"  А  Я совершенно сокрою ( - астер астир) лицо Свое в тот день за все зло, которое сделал он, обратившись к богам иным" (Дварим, 31:17).

Амалек

    И тут на арену событий выходит Амалек. Потомок Эсава, народ, вероломно напавший на евреев, когда они, ослабленные и уставшие, шли из Египта. Тогда сказал Г-сподь Моше: "Я совершенно сотру память об Амалеке из-под неба. ... Война у Г-спода против Амалека из рода в род".
    Племя Амалека - враг Израиля с того момента, как оно напало на сынов Израиля в пустыне после исхода из Египта, согласно еврейской традиции не подлежит прощению.

"Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших,  а  ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Б-га. И вот, когда успокоит тебя Г-сподь, Б-г твой, от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из-под небес; не забудь" (Второзаконие 25:17-19)

    Такова заповедь Торы, обращенная к каждому еврею: хранить в своем сердце ненависть к Амалеку и его потомству, вспоминать об их злодеяниях и рассказывать детям своим и всему своему поколению о том, что сделал он при выходе нашем из Египта; до того как истребится память о нем из мира и сотрется имя его, и не останется из его потомков никого уцелевшего: ни мужчины, ни женщины, и ни одной вещи, называющейся его именем.
    Тора учит нас милосердию и состраданию. Одна из ключевых ее заповедей - "Возлюби ближнего своего как самого себя" (Левит 19:18). Тем не менее, заповедь об Амалеке предписывает нам прямую ненависть. Никаких других врагов (например, египтян) Тора не призывает ненавидеть. Что же касается Амалека, то Писание сообщает нам, что царю Шаулю (Саулу) было заповедано убить всех амалекитян и уничтожить все их имущество. Почему об Амалеке установлен столь суровый закон?
    В наше время закон о необходимости убить амалекитянина неприменим: сейчас нет людей, о которых было бы точно известно, что они происходят от Амалека, однако амалекитяне, рассеянные в других народах, живут и сегодня. Как и прежде жива идеология Амалека, и потому закон о ненависти к нему остается в силе.
    Первый Амалек, родоначальник амалекитян, был сыном Элифаза - первенца Эсава и его рабыни Тимны. При этом сама Тимна родилась от связи Элифаза с матерью Тимны, которая была в то время женой царя Сеира. То есть Амалек происходит от союза, который представлял собой одновременно прелюбодеяние и кровосмешение (см. главу 36 книги Бытие, комментарий Раши).
    Сильна ненависть Амалека к Израилю, ее нельзя даже уподобить обычной враждебности к евреям злодеев всего мира. Ибо ненависть амалекитян постоянна, она не утихает ни на миг, ее нельзя смягчить ни подкупом, ни компромиссом. Когда другие народы поднимаются против евреев, то, ощутив на себе карающую руку Б-га, они на время оставляют евреев в покое. Но Амалек, даже когда он видит чудеса, призванные воздать злом врагам евреев за причиненное им зло, и даже когда он знает, что от войны будет ущерб ему самому, он все равно идет воевать. Потому что сам Амалек, весь его народ и все его потомство добиваются не блага для себя, но лишь уничтожения евреев, у них нет никаких иных ценностей, кроме ненависти к Израилю, и в жизни их нет никакого иного содержания, кроме войны с евреями.
    Сказано в пророчестве Билама (Валаама): "Первый из народов Амалек, но конец его - гибель" (Числа 24. 20)
    Амалек стремится к господству над миром, Израиль же - препятствие для него на этом пути. Амалек ведет свое происхождение от Авраама (Авраам - Ицхак - Эсав - Элифаз - Амалек) и хочет по-своему унаследовать его центральную роль среди народов. Но для этого ему необходимо избавиться от истинных потомков Авраама, его наследников не только по крови, но и по духу - от Израиля. Цель Амалека - уничтожить свет, который несет Израиль, и распространить в мире тьму.
    Свиток Эстер говорит нам, что Аман, ненавистник евреев, был потомком Агага-амалекитянина, царя Амалека, которого победил Шауль в жестокой войне. Из рода в род, проявляясь в разных поколениях, идет противоборство Израиля и Амалека, который стремится уничтожить евреев только за то, что они есть, что "законы их отличаются от законов других народов", что они осмеливаются быть самими собой. События, описанные в Книге Эстер - один из этапов войны Израиля с Амалеком - войны, которая началась с возникновения обоих народов и закончится лишь в конце дней.

    Существует мидраш, как однажды сказал Эсав Амалеку:
    - Сколько раз я пытался уничтожить Якова, но не был он дан в мою руку. Теперь ты должен будешь осуществить мою месть.
    - Как же я смогу одолеть его? - воскликнул Амалек.
    - Расскажу я тебе о законах их, - ответил Эсав, - и когда увидишь, что они пренебрегают ими, тогда нападай!

    И действительно, самая первая встреча евреев с Амалеком произошла в пустыне, когда, ведомый Моисеем получать Тору, возмущался народ Израиля, говоря: "Есть ли Г-сподь среди нас, или нет?" И сразу после этих слов: "И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидим." И был побежден в сражении. "И низложил Иеошуа Амалека и народ его острием меча". (Первое столкновение Израиля с Амалеком описано в книге Исход 17:8-16).
    Спустя четыреста тридцать восемь лет, как только Шауль был помазан на царство, ему было приказано Б-гом начать войну с Амалеком. В качестве испытания ему было велено закончить дело, начатое Моисеем и Иеошуа: истребить Амалека окончательно, истребить даже скот его. Шауль сказал себе: "Если смерть даже одного единственного человека - несчастье, то истребление целой нации - это трагедия! Если люди грешны, то чем же грешен скот их?" Вопросы эти логичны. Праведный Шауль попал в ловушку, которая стоила ему трона. Он заменил Б-жественное понимание добра своим, решив, что может быть милосерднее, чем Всевышний. Он напал на Амалека и одержал победу, но не выполнил заповеди, данной ему Б-гом, не уничтожил всех амалекитян, их скот и имущество. Шауль и его люди пощадили одного человека. Это был царь Агаг, повелитель народа, несущего зло. Шауль решил, что лучше поработить Aгага: он также сохранил имущество амалекитян, не понимая того, что война с Амалеком - это не только мильхемет мицва - война во исполнение заповеди, но и мильхемет хорма - война на полное уничтожение. Шауль считал, что имущество Амалека можно использовать на добро. Но суть Амалека как раз и заключается в том, что в нем вообще отсутствует искра святости, поэтому ничто, связанное с ним, не может послужить добру. Единственное, что можно с ним сделать - это полностью его уничтожить. Пророк Шмуэль на следующий день собственноручно убил Агага, но за эту ночь Агаг успел зачать сына, и царский род в Амалеке не пресекся. Через много лет потомок Агага - Аман, родившийся благодаря ложному милосердию Шауля, вступил на арену еврейской истории. Так человеческое милосердие, противопоставленное Б-жественному, навлекло на евреев угрозу того уничтожения, которое должно было постигнуть Амалека. Утверждается в Талмуде: "Если бы Шауль (Саул) не пощадил Амалека, не появился бы Аман."
    Акт кажущегося великодушия со стороны Шауля (Саула), в результате которого был пощажен Амалек, привел к угрозе уничтожения еврейского народа.
    Причудливо выглядит ткань еврейской истории. Часто лишь по прошествии сотен лет мы различаем связь причин и следствий, окружающих каждое событие. Мы обнаруживаем закономерности и постепенно учимся понимать те уроки, которые терпеливо преподает нам Создатель.
    Мордехай и Эстер, отдаленные потомки царя Шауля, столкнулись с задачей, которая стояла в свое время перед ним, и не была решена.
    Раши, великий комментатор Торы, рассказывает такую притчу: шел однажды по дороге человек, и нес на плечах маленького сына. Все, что сын просил по дороге, он давал ему. Встретился им как-то прохожий. Обратился к нему мальчик, и спросил его: "Скажи, не видел ли ты моего отца?" Возмутился отец, и опустил сына на землю - пусть попробует, что значит идти самому! И подбежала злая собака, и укусила его.
    Когда народ Израиля сомневался в Б-ге - появлялся Амалек. В этом сомнении и черпает Амалек свои силы. Недаром численное значение (гематрия) слова (Амалек) равно численному значению слова - сафек (сомнение).

=70+40+30+100=240

=60+80+100=240

    Разъединенность евреев, их сомнение в Б-жественном присутствии, их неверие дали Аману надежду совершить задуманное. Мидраш рассказывает, что между Аманом и Ахашверошем состоялся следующий разговор:

    Аман: Государь! Повели жестоко преследовать их.
    Ахашверош: Опасно это: их Б-г карает всех преследователей их.
    Аман: Они давно уже изменяют заветам Его, и не заслуживают заступничества.
    Ахашверош: Но есть среди них и праведники, которым удается вымолить прощение для них.
    Аман: Все они одинаковы. И законы их отличны от законов всех других народов". Они не едят и не пьют с нами, и в браки с нами не вступают. "И законов царя они не выполняют": круглый год праздники у них - то суббота, то праздник. Вот посчитай: Песах, Шавуот, Суккот, Рош  а-Шана , Йом-Кипур.

    (В эту минуту прозвучал голос небесный: "Нечестивец! Тебе завидно, что праздников много у них? Я повергну тебя перед ними - и прибавлю у них еще один праздник, в память гибели твоей)".

    "И царю - продолжал Аман - не стоит беречь их. Так вот, если царю благоугодно, то пусть будет предписано истребить их".

    У евреев Персии был выбор. Евреи поняли, что их спасение не в указах царей,  а  в Торе, не в ассимиляции,  а  в единении. События Пурима заставили их почувствовать это. Талмуд с горечью замечает: "Передача кольца больше сплотила евреев в религиозном раскаянии, чем 48 пророков и 7 пророчиц"
    И так велика была сила этого чувства, что "установили иудеи и приняли на себя" обязанности исполнения законов Торы вновь. Традиция говорит, что если до Вавилонского пленения только часть народа соблюдала заветы Б-га, то после событий Пурима - весь народ. И если после первой войны с Амалеком евреи получили Тору на горе Синай, то после Пурима - заново приняли ее на себя. Приняли после раздумий и раскаяния, поста и размышления.

    Наши мудрецы, да будет благословенна их память, говорили о сходстве и единстве Пурима и Йом-Кипур - двух таких непохожих, даже противоположных, на первый взгляд, праздников. Не только идея возвращения к законам Торы через раскаяние и пост роднит эти праздники, но и в самих названиях есть явное сходство: мудрецы переводили

- (Йом-Кипур) как
- день, подобный Пуриму".

    В названии праздника Пурим слово - пур (жребий) стоит во множественном числе. Ведь жизнь неоднозначна. И в любой ситуации есть выбор из нескольких жребиев. Разыгрывая судьбу евреев, Аман в то же время бросал другой жребий - на свою собственную судьбу. Да и у евреев, при всей жестокой однозначности выпавшего им жребия, был выбор: умолять сановников и вздорного царя, или с раскаянием обратиться к Царю Царей. Двойственность Пурима, как выражение идеи свободной воли и свободного выбора, всегда стоящих перед человеком, мы видим и в самом символе месяца Адар: это всегда две рыбы, и всегда они плывут в разные стороны...

Пиры

    Идею противопоставления мы видим и в пирах, столь щедро представленных в этой книге. Сколько же пиров промелькнуло перед нами за это время? Царь Ахашверош устраивает два пира, сначала для сановников, затем для народа; свой пир устроила и Вашти. Пышный пир устраивает царь в честь избрания Эстер своей царицей. И после передачи перстня и "решения еврейского вопроса" царь с Аманом, разумеется, отправились пировать. Два пира устроила для Ахашвероша царица Эстер, и на пиру обратилась она к царю с самой важной своей просьбой. И после избавления от опасности постановили Эстер и Мордехай сделать эти дни для евреев днями пира и веселья. Сплошные пиры! И тем не менее, эти пиры - разные. В персидском царстве пируют, чтобы развеселиться. "И на седьмой день развеселилось сердце царя от вина". Причина пира - скука, и цель его - хвастовство богатством и пьяное веселье. В пирах же, которые установил для евреев Мордехай - наоборот, веселье и радость духовные являются основаниями для пира. И в то время как в описании придворных пиров подробно живописуется богатство и роскошь, золото и ткани, которыми кичился царь, в еврейских пирах в честь праздника Пурим подчеркивается заповедь посылания угощений друзьям и подарков бедным.

А вышло все наоборот!

    Отблеск радостной неожиданности несет на себе праздник Пурим. Внезапного перехода от ужаса к ликованию, от обреченности к веселью. Страшную судьбу уготовил евреям Аман - но вышло все наоборот, дерево в пятьдесят локтей высотой приготовил он для Мордехая, но вышло уж точно наоборот.
    Внешне это выглядит совпадением случайностей, чудом, но "все наоборот" говорит нам, что Всевышний не допустит исчезновения Его народа, и в последний момент срываются планы аманов.
    Конечно, это совсем не случайные совпадения. Чудо Пурима произошло в последние годы вавилонского изгнания, в то время, когда Б-г был скрыт от людей за тысячи завес, когда евреи мучительно пытались выяснить для себя, должны ли они оставаться далее верными своему Б-гу. Именно в это время, в земле Элама (где евреи казались оторванными от Торы даже больше, чем в других местах) "случайные" события составили причудливые цепи причинно-следственных связей.
    Вот звенья одной из этих цепочек: пир, устроенный Ахашверошем, оказался для царицы Вашти роковым, и Эстер заняла ее место. Поскольку Эстер стала царицей, она смогла, благодаря своему высокому положению, во-первых, успокоить подозрения Амана, пригласив его принять участие в своей трапезе,  а , во-вторых, убедить царя спасти ее народ.
    Другая цепочка Бигтан и Тереш составили заговор с целью убийства Ахашвероша. Но царь, благодаря Эстер, назначил Мордехая на высокую должность, Мордехай подслушал разговор Бигтана и Тереша и рассказал о нем Эстер,  а  она рассказала царю о преданности Мордехая. Это событие было записано в царских хрониках, где и осталось забытым до решающей ночи, когда "сон бежал от царя".
    Еще одна цепочка "случайных" событий: царь назначил Амана на высокий пост, и поэтому все должны были преклониться перед вновь возвышенным потомком Агага. Мордехай отказался делать это. Аман, уверенный в своей власти и в своем влиянии даже на царицу Эстер, пригласившую его на пир, построил виселицу и явился просить царского разрешения повесить Мордехая как раз в тот момент, когда Ахашверош узнал, что именно Мордехай когда-то спас ему жизнь.
    Когда развитие событий достигло апогея, части Б-жественного плана соединились в единое целое, спасшее евреев и навсегда показавшее им, что и теперь Б-г продолжает присутствовать во всем, что так было и будет всегда, даже когда Его присутствие проявляется лишь в действиях того или иного царя, в отдельных случайных происшествиях, в ставящих нас в тупик событиях истории, смысл которых раскрывается для религиозного человека в словах "Я - первый и Я - последний, и кроме Меня нет Б-га (то есть, нет, кроме Меня, ни одной движущей силы на земле)" (Исайя 44:6)
    В честь этого "все наоборот" в праздник Пурим мы можем перевоплотиться в кого-то совсем другого, кто делает "все наоборот", чем мы в обычные дни, носит другую одежду, имеет другие привычки, по-другому смотрит на мир...
    Мы учимся за внешней, поверхностной канвой событий видеть "все наоборот".

ПУРИМ - ПРАЗДНИК "НАОБОРОТ"

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine