Центр еврейского образования Украины
Методический кабинет

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ

КЕРОБА* НА ПРАЗДНИК ШАВУОТ

            Раздается глас Божий,
            Всевышнего близится шаг,
            Все сверкает кругом,
            Пламенем воздух объят, и звезды дрожат,
            Одеты огнем...

            Оглушительно
            Трубные звуки несутся с высот,
            В лоскуты, что подобны увядшей листве,
            Разрывается небосвод...

            Трепет и ужас
            Народами и кумирами овладевают,
            Сирион и Ливан молодыми быками
            Перепугано скачут, копыта сбивают,
            И лишь Табор, Башан и Кармел
            Возвышаются гордо, на судьбу уповая,
            Тщетно милости от Спасителя ожидая...

            И земли достигают слова:
            Я - твой Бог, о Израиль, Я - Щит твой,
            Прибежище вечное,
            Я - Господь всемогущий,
            Всегда справедливый Судья,
            И деянья питает Мои правота безупречная...

            Захочу, возведу храм во чреве земном,
            Исполинский дворец в небесах Я построю,
            Путь светил, как дорогу коней, изменю,
            Путь волнам в океане
            Стеной нерушимою перекрою...

            Захочу Я - и гром прогремит,
            Вспыхнут молнии, разольются дожди,
            Орошая цветы и невзрачные тернии,
            Охраняю Я все, что дыханьем полно,
            Повелитель всех душ, всем дарую по вкусу
            Букет наслаждения...

            Жизнь и смерть раздаю,
            Но живу веки вечные Сам,
            Величаво бросая вокруг чудеса и знамения
            Покровитель Я твой, и в союзе со Мной
            Через предков твоих
            Состоят все колена твои,
            Все твои поколения...

            Я от бремени варваров защищаю тебя,
            Морской бездне, как хищника пасти,
            Поглотить их велю,
            Я пути открываю тебе чрез моря,
            Сладкой манной в пустыне
            Тебя Я кормлю...

            И народом любимым тебя Я избрал,
            Дорогим, как никто никогда
            Для Меня не бывал.

* Кероба - один из видов литургической поэзии

Элеазар Бен Калир
(7-8 вв.)

    Подобно тому, как честь первого целенаправленного применения рифмы в еврейской поэзии принадлежит рабби Яннаю, честь превращения ее в естественный художественный прием принадлежит ученику рабби Янная Элеазару бен Калиру.
    Бен Калир - автор талмудического словаря "Арух" ("Стол") и литургический поэт, личность которого окутана таинственностью. Предположительно, он родился в Палестине, и этим биографические сведения о нем исчерпываются. Дальше говорят легенды. Одна из них рассказывает о том, что в детстве отец часто кормил его пирожками (колирис), отчего он и получил имя-прозвище и дар стихосложения. Прожил он недолгую жизнь, но успел сочинить около 200 гимнов, навеянных аггадическими преданиями и заслуживших популярность. Завидуя этой популярности, таланту и превосходству Бен Калира, Яннай, как рассказывает другая легенда, положил в башмак своему ученику скорпиона, приведшего поэта к преждевременной гибели.
    Значительная часть произведений Элеазара Бен Калира написана в форме кероба - так называемой молитвы приближения (к  Б-гу ), но он не пренебрегал и иными формами. Его стихи весьма своеобразны, но, несмотря на это и на большой талант автора, творчество Бен Калира далеко от совершенства. Он использует разнообразные рифмы, но вместе с тем его стихи полны туманных намеков, которые не могут быть поняты без начитанности в талмудической литературе. Несмотря на это, поэзия Бен Калира оказала значительное влияние на все дальнейшее развитие еврейской поэзии в целом.

Материал разработала Алена Писная - методист ЦЕОУ.
Очень буду признательна за ваши отклики о предложенных материалах.
Жду ваших писем по адресу: center@cjeu.carrier.kiev.ua

  

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine