Главная ПРОГУЛКИ ПО ИЕРУСАЛИМУ
Прогулки по Иерусалиму - Cтраница 24 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
24.01.12 03:19
Оглавление
Прогулки по Иерусалиму
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Все страницы

На Храмовой горе

Ислам, родившийся на рубеже VI и VII веков на Аравийском полуострове среди арабов и ставший одной из мировых религий, пришел в Иерусалим после Мекки и Медины. Общий смысл вероучения выражается в слове «ислам» - «покорность Богу». В основе вероучения лежит вера в единого Бога, всемогущего властелина мира Аллаха. В мире сегодня около 1,2 миллиарда человек, исповедующих ислам. Почти пятьдесят стран планеты считают себя исламскими.

Представление о святости Иерусалима, как и всей Палестины, перешло в ислам из христианства и иудаизма вместе с почитанием ветхозаветных пророков и Иисуса как предтечи Мухаммеда. В исламе четыре Святых города: Мекка и Медина (в Саудовской Аравии), Иерусалим, Хеврон. Мекка - центр культа ислама. Там покоится в храме, в Каабе, черный камень, черный метеорит - предмет особого почитания мусульман.

Халиф Омар ибн ал-Хаттаб, завоевав Иерусалим, велел очистить от мусора и нечистот Храмовую гору и оградить на ней место для мусульманского богослужения. Гора была объявлена мусульманской святыней. Согласно ортодоксальному исламу Иерусалим стал третьим после Мекки и Медины Святым городом. Святость Иерусалима основывается на первом стихе семнадцатой суры (главы) Корана, в котором описывается, как Аллах перенес ночью своего раба, то есть Мухаммада (пророк, основатель ислама; ему Аллахом был ниспослан Коран), из мечети «неприкосновенной» (то есть из храма в Мекке) в мечеть «отдаленнейшую» (в мечеть ал-Масджид ал-Акса) в Иерусалиме. Здесь имеется в виду и сама Храмовая гора.

Во время расчистки Храмовой горы обнажилась огромная скала - ее вершина. Древен культ этой скалы, она издревле почитаема. Над ней прежде возвышались еврейские храмы.

По приказу халифа Омара над скалой соорудили временное здание, а через 60 лет, в правление халифа Абд ал-Малика, оно было заменено на стоящее и по сей день роскошное сооружение, которое арабы называют Куббат ас-Сахра («Дом скалы»). Его строительство было завершено в 696 году. Это так называемая мечеть Омара. Почему так называемая? Да потому, что ее так часто называют. А это сооружение фактически не мечеть и не носит имени Омара. Мечеть, место поклонения, в исламе - культовое сооружение для молящихся. Обязательный элемент мечети - минарет. «Дом скалы» и строился не как мечеть без минарета. Да было бы и нелогично построить в одном месте на расстоянии ста метров друг от друга одновременно две мечети, не связанные архитектурно, разноликие. По одной из версий, халиф Омар не допускал, чтобы мусульмане поклонялись «еврейскому камню» или чтобы этот камень оказался на направлении кибла - направлении на Мекку, которое следует соблюдать во время совершения мусульманской молитвы и отправления ряда ритуалов.

Но в свое время, по преданию, на эту скалу ступил Мухаммед, и отсюда архангел Гавриил поднял его на небо, а затем вернул в Мекку, как об этом рассказывает семнадцатая сура Корана. Для сохранения этой скалы как памятного места и был воздвигнут Куббат ас-Сахра. Так что «Дом скалы» - сооружение, увенчавшее святое место ислама, память о великом событии, один из символов веры. Сооружение, в котором купол прикрывает священную скалу. Это мемориал памяти. Здесь не молятся.

Это сооружение также называют «Золотой купол», «Купол над камнем», «Купол камня», «Купол скалы», а чаще всего «Купол над скалой».

Вот оно перед нами, яркое, привлекательное восьмиугольное здание, облицованное снаружи голубыми изразцами. Вначале это была мозаичная облицовка, а затем, в XVI веке, она была заменена полихромными изразцами и плитами цветного мрамора.

Последняя реставрация сооружений на Храмовой горе была завершена в начале 1994 г. Она финансировалась Иорданией и обошлась в 6,5 миллиона долларов.

Высота здания около 56 м, оно имеет восемь сторон по 22,3 м. Здание увенчано величественным куполом. Диаметр купола 20,5 м, высота 30 м. Прежде этот купол был свинцовым, тридцать лет тому назад он был заменен сделанным из анодированного алюминия и покрашен в золотой цвет. Во время последней реставрации было проведено его золочение, и теперь он позолоченный. На это потребовалось 80 кг золота, за которое было уплачено 1,5 миллиона долларов. Новое покрытие купола должно, по прогнозам, продержаться 150 лет. Купольная часть сооружения установлена над втрое более низким восьмиугольным помещением, поэтому при восприятии главенствует купол.

Сегодня купол блестит намного ярче предыдущего, «Дом скалы» сверкает синевой и золотом. Над золотым куполом полумесяц - символ ислама. Сооружение считается самым древним и самым красивым из подобных в исламе. Это один из наиболее оригинальных памятников культовой архитектуры ислама. «Купол над скалой» - это подлинное сооружение VII века, которое несколько раз обновлялось, но никогда не разрушалось. Оно построено византийскими мастерами.

Стоит войти под золотой купол, внутрь здания, как вы попадаете в царство лазури, позолоты, мрамора - так роскошно убранство интерьера. В галерее восьмигранника стоит реликварий (шкаф) с волосом будто бы из бороды Мухаммада.

Внутри как бы три кольца, образованных вокруг центра двумя рядами колонн.

В центре огромный бесформенный камень - это кусок подлинной необработанной скалы, очищенной от грунта. Монолит, каменная глыба - «старший брат» всех камней округи.

Камень в среднем примерно на 2 м выше уровня пола, его размеры 17 на 13 м, возвышается он на 744 м над уровнем моря.

Камень испещрен надписями, славящими Аллаха. На нем, как считают, можно разглядеть отпечаток ступни Мухаммада, а также и руки архангела Гавриила, когда они оттолкнулись от скалы, дабы Мухаммад смог на своем коне ал-Бураке (белого цвета, с вытянутой спиной, длинными ушами, иногда изображается с крылышками на ногах) вознестись на небо.

Но в этот момент, в момент вознесения, от невероятности события, по легенде, грянул гром и треснула скала. Реальная трещина пересекает скалу…

Вид скалы потрясает человека. Вот перед вами скала, обычный, естественный камень. Но он священный и хранится во дворце. Можно ли к нему приблизиться, прикоснуться, ступить на него? Ведь здесь, на Храмовой горе, он кумир, главная святыня. И все это не столько из-за его внушительного размера и вида, сколько из-за таинственной святости, заключенной в нем, из-за тех событий, которым он был свидетелем за прошедшие тысячелетия. Тех событий, которые ему приписываются. Событий истории человечества, событий ярких, но кажущихся неправдоподобными. Правда ли все это, неужели все это было в действительности ?