Центр еврейского образования Украины
Методический кабинет

ПУРИМ И СОБЫТИЯ ХХ ВЕКА

1.    "Пурим в северном концлагере"    И.Пулеревич
2.    "Отпусти народ Мой!"    Израиль Ольшанский

"ОТПУСТИ НАРОД МОЙ!"

Израиль Ольшанский

    В марте 1971   г . группа евреев из Каунаса, Вильнюса и Риги приехала в Москву с твердым намерением добиться разрешения на выезд в Израиль. К ним присоединилась группа из Москвы.
    После многих лет просьб и бесчисленного количества отказов они решились добиться выезда на свою историческую родину. Сто пятьдесят человек: мужчин, женщин, детей собрались в зале приемной Президиума Верховного Совета, рядом с Кремлем.
    У них не было сил бороться с бюрократической машиной советского тоталитарного режима. И хотя они знали, что любое действие, любой поступок грозит им тюрьмой, лагерем или ссылкой, они решили использовать последнюю возможность, объявить сидячую забастовку. Это было отчаянное решение. Забастовка в центре Москвы. Что могло ожидать их?
    Они решились!
    ... После двух часов дня объявили голодовку. Люди сидели в зале, прижавшись друг к другу. Даже дети, чувствуя серьезность, сидели тихо. Не плакали.
    Такого еще не было в истории Советского Союза. Евреи объявили голодную забастовку в центре Москвы, у Кремлевской стены.
    Это были евреи, которых не загонишь в газовые камеры, не спрячешь за колючей проволокой. Это новое поколение евреев, не молчаливых и не робких. Это были мужественные евреи, которые научились бороться за свое положение и место в жизни и за будущее своих детей. Евреи трансформировались в сильный народ, в людей, которые знают, что хотят.
    "Отпусти народ Мой!"
    ... В зале тихо. Сидят тихо и молчат, не курят. Только представители секретной службы КГБ, стоящие у двери, переговариваются между собой.
    Мне хорошо были видны их глаза. Ненависть и злоба. Они готовы были расстрелять людей, сидящих в зале. Жидов, которые осмелились не повиноваться. Они искали любого повода, чтобы придраться, вызвать инцидент.
    Позднее мне рассказали, что на улицах, примыкающих к зданию, было сконцентрировано более 800 милиционеров и сотрудников КГБ. Были приготовлены и машины для отправки арестованных.
    ... Стемнело. На площади перед зданием Президиума Верховного Совета на башнях Кремля зажглись рубиновые звезды.
    В зале стало совсем темно. Наступил вечер 9 марта 1971  г .
    Это был первый день праздника Пурим. И тогда к окну подошел юноша, в руках у него была книга. Он стал читать вслух на иврите "Мегилат Эстер". Евреи, сидящие в зале, сидели и молча слушали.
    Как это делали до установления советской власти, до возникновения государства Русского, сотни и сотни лет назад, не испрашивая на это разрешения ни Верховного Совета, ни Центрального комитета партии.

... На реках вавилонских сидели мы и плакали, вспоминая Сион.
И на вербах приречных мы повесили наши арфы.
Там пленившие требовали от нас песен.
Притеснители наши домогались веселья.
"Пойте нам из песен Сиона!"
Как же петь нам их на чужбине?
Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет десница моя,
Пусть прилипнет язык к гортани.
Если я не буду помнить тебя -
Не поставлю Иерусалим во главе веселья моего...

(Псалом 137)

    Клятва - молитва! Это было мое единственное оружие. Молились не молчаливые "жиды", приниженные и трусливые. Молились мужественные сыны Израиля!
    Они победили. Многие из тех, кто был тогда в зале, сейчас у себя на Родине, в государстве Израиль.

  

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine