Главная Вихнович. ИУДАИЗМ
Вихнович. ИУДАИЗМ - Cтраница 102 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
24.01.12 04:02
Оглавление
Вихнович. ИУДАИЗМ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Все страницы

Восьмой день после начала праздника называется Шмени-Аце- рет. Его главная молитва — молитва о дожде, поскольку в древнем Израиле в это время начинался сезон дождей.
На 9-й день наступает день Симхат Тора (Радость Торы) — 23 тишре. В этот день заканчивается годовой цикл чтения Торы. Это радостный праздник, посвященный приверженности евреев Торе. Свиток Торы выносят из хранилища и торжественно проносят по кругу при общем выражении радости. Тут же начинается новый цикл ее чтения.
Грозные дни
Дни между 1 и 10 месяца тишре считаются грозными днями (Йом нораим).
1-2 числа месяца тишре еврейского календаря (сентябрь-октябрь) являются праздником Рош Гашана (Новый год). Эти дни называют также днями трубления. Сущность его — этическое и религиозное переосмысление жизни и подготовка к новому году. Каждый день в синагоге трубят сто раз в шофар (рог барана). Считается, что звук трубы означает «Проснитесь спящие, дремлющие, очнитесь от вашей дремы. Обозрите ваши дела и обратитесь к тшуве (покаянию)». Молитва в этот день длинная — с утра до 14 часов. Считается, что в эти 10 дней до Йом Киппура Бог определяет, кто в следующий год будет жить, а кто умрет — по преданию, имя каждого человека записывается в книгу Жизни или в книгу Смерти. Однако молитвы могут повлиять на это. Первый день нерабочий. В Средние века возник обряд Ташлих, когда у реки или водоема происходит символическое вытряхивание грехов посредством выворачивания карманов. Если 1-й день выпадает на субботу, то Ташлих совершается на следующий день. Чтобы предотвратить уныние и утвердить веру в милосердие Всевышнего, предписывается есть в этот день яблоки с медом, произнося молитву: «Пусть будет воля Твоя, о Господь Бог наш, дать нам хороший и сладкий год».
Йом Киппур (День Покаяния, искупления и всепрощения) наступает 10 тишре. Соблюдается строгий пост, который начинается за час до праздника и длится 25 часов, причем нельзя даже пить. Исключение делается только для больных и беременных женщин. Нельзя купаться, носить кожаную обувь, супругам вступать в интимные отношения. В молитве Кол нидрей (Все клятвы) верующие просят Бога простить им невыполненные клятвы и милости на будущий год. Причем эта молитва не касается грехов, совершенных перед людьми. Молитвы длятся весь день. Во время дневной молитвы читается книга пророка Ионы. День, конечно, нерабочий.
Ханука, Пурим, Тиша бэ-Ав
Ханука празднуется 25 числа месяца кислев (ноябрь-декабрь). Праздник установлен в честь освобождения Иерусалимского Храма в 164 г. до н. э. По преданию, в Храме оказалось священного масла только на один день. Однако случилось чудо, и его хватило на целых восемь дней. В память этого праздник продолжается восемь дней, в каждый из которых зажигается дополнительно одна свеча в восьмисвечнике (ханукии). Популярной игрой на Хануку является вращение на пари четырехугольного волчка, называемого на идише дрейдл. На четырех его сторонах написаны первые буквы слов еврейской фразы «Нес гадол хая шам» — «Чудо великое было там (в Иерусалиме)». У ашкеназов принято на этот праздник жарить картофельные оладьи, а в Израиле суфгании — пончики с вареньем. Этот праздник в Торе не указан, поэтому приверженцы неталмудического иудаизма — караимы — его не празднуют.
Пурим, празднуемый 14 числа месяца адар (февраль-март), посвящен спасению персидской царицей Есфирь евреев Персидской империи от коварных замыслов Гамана, фаворита персидского царя. В синагоге читают Книгу Есфирь. Иудеям в этот день разрешается напиться до такой степени, чтобы не суметь отличить слова «Благословен Мордехай» от слов «будь проклят Га- ман». Существует обычай производить в этот день шум особыми трещотками при произнесении имени Гаман. Часто инсценируют сцены из Книги Есфирь. На Пурим полагается дарить подарки друзьям и оказывать благотворительность всем, даже явным попрошайкам.
Тиша бэ-Ав — 9 число месяца ав (июль-август) — день траура. В этот день были разрушены вавилонянами Первый Храм (586 г. до н. э.) и римлянами Второй Храм (70 г. н. э.), а также произошло изгнание евреев из Испании. Соблюдается самый строгий пост от одного вечера до другого, причем нельзя даже пить. Исключение делается только для больных и беременных женщин. Вдобавок нельзя купаться, носить кожаную обувь, применять духи и косметику, супругам вступать в интимную близость. Это день поминовения умерших родственников и посещения кладбищ. В синагогах читается Книга Плач Иеремии. В этот день верующим полагается сидеть на полу и не разрешено приветствовать друг друга. Согласно преданию, в этот день должен родиться Мессия.
Полупраздники
Имеются и менее значимые праздники, называемые иногда полупраздниками: Новолуние (Рош-ходеш) — один или два дня в начале месяца. В предшествуемые ему субботы произносят благословение на новый месяц.
Новый год для деревьев (Ту бишват) наступает 15 числа месяца шват.
Три дня ограждения празднуют за три дня до праздника Ше- вуот, в честь трех дней народного очищения перед принятием Синайского Закона.
Хасиды в декабре отмечают праздник «Новый год хасидизма», возникший в связи с освобождением 19 числа месяца кислев из
Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге основателя движения Хабад Шнеура Залмана.
Все праздники сопровождаются особыми, выработанными веками обрядами, ритуалами и молитвами.
Посты
Дни постов в иудаизме возникли уже после разрушения Первого Иерусалимского Храма:
3 число месяца тишре — пост Гедалии в память убитого после разрушения Первого Храма вавилонского наместника Гедалии;
10 число месяца тевет — пост в память начала осады Иерусалима вавилонянами;
13 число месяца адар — пост Есфири в честь трехдневного поста царицы Есфири (см. Пурим);
17 число месяца таммуз — пост в память бедствий, обрушившихся на сынов Израиля от взятия Иерусалима Навуходоносором;
9 число месяца ав — пост в память разрушения Иерусалимского Храма Навуходоносором, а затем и Титом.
Три недели между 17 таммуза и 9 ава считаются траурными.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Хронологическая таблица До новой эры
Ок. XIX—XIII вв. — эпоха патриархов. Ок. XIII в. — исход из Египта.
Ок. 1250 — завоевание Ханаана израильскими племенами.
Ок. 1250-1024 - эпоха судей.
1024-1004 — годы правления Саула.
1004-965 — годы правления Давида.
Ок. 1000 — завоевание Иерусалима Давидом.
965-928 — годы правления Соломона.
926 — раскол объединенного царства.
722 — падение Израильского (северного) царства. Ассирийсий плен 10 колен Израиля.
VIII-VI вв. — эпоха пророков: Исайя, Иеремия, Иезекииль и др. 586 — разгром Иудейского царства. Разрушение Первого Храма. Начало Вавилонского пленения.
538 — декрет персидского царя Кира о разрешении евреям вернуться из плена.
516 — строительство Второго Храма.
445 — совместная деятельность Эзры и Неемии. Народ присягает в верности Торе (Пятикнижию).
V в. до н. э. — 70 г. н. э. — эпоха соферов.
332 — Александр Македонский в Палестине.
167 — восстание Маккавеев.
142-63 — независимое Иудейское царство.
63 — завоевание Иудейского царства Римом.
37-4 — правление в Иудее царя Ирода Великого.
Новая эра
6 — Иудея снова превращается в римскую провинцию. 33 — казнь Иисуса.
67-73 — Иудейская война против Рима.
70 — взятие римлянами Иерусалима и разрушение Второго Храма. 132-135 — восстание Бар-Кохбы.
10-200 — эпоха таннаев (учащих) — составителей Мишны. Запись Миш- ны Иегудой Ганаси.
200-499 — эпоха амораев (толкователей) — составителей Гемары (комментариев к Мишне).
500-530 — эпоха сабораев (мыслящих). Окончательное завершение редакции Талмуда.
638 — завоевание Палестины арабским халифом Омаром. Евреям разрешается проживание в Иерусалиме.
760 — Караимский раскол.
Ок. 800 — принятие иудаизма правителями Хазарии.
Х-ХП вв. — комментирование и дополнение Талмуда в школе «тосафи- стов (добавителей)» в Северной Франции и прирейнской Германии. Формирование средневекового раввинизма.
X-XV вв. — эпоха еврейской философии в мусульманской и христианской Испании.
1040-1105 — годы жизни тосафиста Шломо бен-Ицхака (Раши).
1135-1204 — годы жизни Моисея Маймонида.
XII-XIV вв. — эпоха Крестовых походов, гонений и изгнаний евреев из стран Западной Европы.
Ок. 1300 — появление каббалистической «Книги Зогар» в Испании.
1334 — дарование польским королем Казимиром Великим привилегий евреям.
1388 — дарование привилегий евреям Литвы князем Витовтом.
1470-1504 — Новгородско-московская ересь «жидовствующих».
1492 — изгнание евреев из Испании.
1514-1572 — годы жизни Исаака Лурии, идеолога каббалы в Цфате (Палестина).
XVI в. — расцвет раввинистического иудаизма в Польско-Литовском государстве, включавшем в себя, помимо земель собственно Польши и Литвы, территории Белоруссии, Украины и частично России.
1626-1676 — годы жизни лжемессии Саббатая Цеви.
1700-1760 — годы жизни основателя хасидизма Израиля бен Элиэзера (Бешта).
1726-1791 — годы жизни лжемессии Якоба Франка.
1729-1786 — годы жизни еврейского религиозного просветителя Моисея Мендельсона.
1738 — публичное сожжение в Петербурге отставного капитана Возни- цына по обвинению в переходе в иудаизм вместе с его «совратителем» Бору- хом Лейбовым.
1791 — провозглашение равноправия евреев в революционной Франции.
1795 — окончательный раздел Польши. Евреи Литвы, Белоруссии, Украины становятся российскими подданными. Оформление «Черты оседлости евреев» в Российской империи.
1798 — освобождение из Петропавловской крепости вождя литовско-белорусских хасидов Шнеура Залмана.
1801-1875 — годы жизни основателя консервативного иудаизма 3. Френкеля.
1802 — основание иудейской общины в Санкт-Петербурге.
1810-1883 — годы жизни основателя движения Мусар раввина И. Са- лантера.
1842 — программа иудейского реформизма, принятая во Франкфурте - на-Майне.
1885 — программа реформистского иудаизма, принятая в Питтсбурге (США).
1894-1906 - дело Дрейфуса.
1896 — издание книги основателя политического сионизма Теодора Герц- ля «Еврейское государство».
1911-1913 - дело Бейлиса.
1917 — провозглашение равноправия евреев России после свержения царизма.
1939-1945 — массовое истребление еврейского населения Европы гитлеровской Германией.
9 мая 1945 — День победы над Германией.
14 мая 1948 — провозглашение государства Израиль.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Словарь основных понятий
Агада (мн. число — агадот) — содержащиеся в Талмуде повествования, рассказы и предания.
Адонай — одно из имен Бога — Господь (произносится только в молитве).
Амораи — законоучители в эпоху составления Гемары в III-IV вв. н. э.
Арба миним — четыре вида растений, используемых на празднике Суккот.
Арон кодеш — место в синагоге, где хранится свиток Торы.
Ашкеназы — евреи Европы, говорившие на языке идиш.
Бар-мицва — мальчик, достигший 13 лет; праздник совершеннолетия мальчика.
Бет Кнесет — синагога.
Бет Мидраш — место для изучения иудейской религиозной литературы.
Брит мила — завет обрезания.
Галаха — нормативная часть иудейского религиозного закона.
Галут — изгнание, пленение.
Гаон — титул глав вавилонских академий; звание выдающихся законоучителей.
Гаскала — движение еврейского Просвещения.
Гемара — свод толкований амораев текста Мишны.
Гер — в Библии иноплеменник, в последующие эпохи — нееврей, принявший иудаизм.
Гет (мн. число — Гитин) — разводное письмо.
Гиюр — обращение нееврея в иудаизм и связанный с этим обряд.
Даян — религиозный судья.
Иешива (ешибот) — высшее религиозное учебное заведение.
Йом Киппур — важнейший иудейский праздник покаяния и прощения грехов.
Каббала (евр. — получение, предание) — иудейское религиозно-мистическое учение.
Кагал — наименование иудейской религиозной общины или ее руководства.
Кадиш — молитва на арамейском языке, посвященная славословию Господа.
Караимы — направление в иудаизме, не признающее авторитет Талмуда.
Кашрут — совокупность иудейских законов о разрешенной пище.
Кидуш — благодарственная молитва Всевышнему за дарование субботы и праздников.
Кипа (ярмелке, ермолка) — маленькая шапочка, которую носят верующие иудеи.
Киттел — простая одежда белого цвета, в которую одевают покойника.
Коген — потомок священников Иерусалимского Храма.
Консервативный иудаизм — движение за умеренную модификацию законов иудаизма.
Кетуба — брачный контракт, вручаемый невесте после бракосочетания.
Кол Нидрей — первые слова молитвы, читаемой в Йом Кипур.
Ктувим — Писания, третья часть иудейской Библии.
Левиты — потомки колена Левия, младшие служители Храма.
Лулав — ветвь финиковой пальмы.
Маарив — вечерняя молитва.
Маген Давид — шестиконечная звезда, ставшая с XIX в. символом еврейства.
Мазел тов! — Поздравляю!
Масора — свод правил написания, огласовки и произношения текста еврейской Библии.
Маца — пресные лепешки, которые пекут на Песах.
Мезуза — кусок пергаментного свитка с текстом, прикрепляемый к косяку двери.
Менора — традиционный иудейский семисвечник, стоявший в Иерусалимском Храме.
Мессия (Машиах) — царь-избавитель; помазанник.
Минха — послеполуденная молитва.
Миньян — кворум в 10 мужчин старше 13 лет для совершения богослужения.
Мицва — заповедь, доброе дело.
Мишна — древнейшая, основополагающая часть Талмуда.
Моэль — специально обученное лицо, совершающее обряд обрезания.
Невиим — книги пророков в еврейской Библии.
Нида — менструирующая женщина.
Ортодоксальный иудаизм — движение, отстаивающее неизменность традиции.
Песах — иудейская Пасха.
Письменный Закон — совокупность предписаний в Пятикнижии.
Пурим — праздник, отмечаемый 14 адара в честь царицы Есфири.
Раввин (рабби, ребе) — духовный руководитель иудейской общины.
Раввинисты (раббаниты) — иудеи, признающие авторитет Устного Закона.
Реформистский иудаизм — движение, стремящееся либерализовать законы иудаизма.
Рош га-Шана — иудейский Новый год.
Сабораи — ученые Вавилонии, действовавшие в период между эпохами амораев и гаонов.
Саддукеи — сторонники движения, отрицавшего равенство Письменного и Устного Законов.
Самаритяне — родственная иудеям этническая группа, сформировавшаяся в Самарии.
Седер — церемония трапезы и молитв в первую ночь праздника Песах.
Сефарды — потомки иудеев, проживавших в Испании и Португалии.
Симхат Тора — праздник дарования Торы.
Суббота (Шаббат) — седьмой день еврейской недели, день отдыха.
Суккот — третий из паломнических праздников, 15-22 тишре (прим. октябрь).
Талит (талес) — молитвенное покрывало.
Талмуд — Устная Тора, объединённые вместе Мишна и Гемара.
Талмуд Тора — изучение Торы, название религиозной еврейской школы.
Танах — еврейская Библия, христианский Ветхий Завет.
Таннаи — законоучители эпохи составления Мишны.
Тетраграмматон — принятое в науке обозначение имени Бога в еврейской Библии.
Тиша бе-Ав — 9 число месяца ав, день разрушения Первого и Второго Храма.
Тора — Пятикнижие Моисеево; иудейский закон в целом.
Ту би-шват — 15 число месяца шват, Новый год деревьев.
Тфиллин — коробочки, содержащие отрывки из Торы, и ремни, надеваемые на молитву.
Устный Закон — дополняющие Тору галахические установления; Талмуд.
Фарисеи — сторонникидвижения, признававшего авторитет Устного Закона.
Хазан — кантор, в прошлом руководитель общественной молитвы.
Хала — плетеная сдобная булка, подаваемая к столу в субботу и другие праздники.
Ханука — праздник в честь освящения Иерусалимского Храма в 164 г. до н. э.
Ханукия — девятиглавый светильник для праздника Ханука.
Хасидизм — возникшее в XVIII в. религиозно-мистическое движение в иудаизме.
Хевра кадиша — общество по организации похорон в соответствии с иудейским законом.
Хедер — начальная иудейская религиозная школа.
Херем — отлучение от иудейской общины.
Хумеш — Пятикнижие Моисеево.
Хупа — свадебный балдахин.
Цадик — праведник; духовный вождь хасидской общины.
Шавуот — «праздник недель», в честь дарования десяти заповедей.
«Шалом!» — приветствие при встрече и прощании.
Шахарит — утренняя молитва.
Шехина — сосредоточенное присутствие Бога в объектах существующего мира.
Шма Исраэль — слова молитвы «Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един!»
Шойхет — мясник, специалист по ритуальному забою скота.
Шофар — бараний рог, ритуальный музыкальный инструмент.
Арух» — кодекс религиозных законов, составленный Иосифом Каро (XVI в.).
Эрец Израиль — земля Израиля.
Ямим Нораим — 10 грозных дней, дни Трепета между Рош га-Шана и Йом Киппуром.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Литература
Алов Л. Л, Владимиров Н. Г. Иудаизм в России. М., 1977.
Бикерман Э. Дж. Евреи в эпоху эллинизма. М.; Иерусалим, 2000.
Бубер М. Хасидские предания. М., 1997.
Бялик X., Равницкий И. Агада. Иерусалим, 1989.
Вайнберг Й, Введение в ТАНАХ. Пророки. М., 2003.
Введение в Талмуд. М.; Иерусалим, 1993.
Вихнович В. Л. Караим Авраам Фиркович. СПб., 1993.
Гасратян С. М. История и идеология еврейского религиозного движения XIX-XX вв. М., 1999.
Гафни И. Евреи в Вавилонии в талмудическую эпоху. М.; Иерусалим, 2003.
Гессен В. Ю. История еврейского народа в России. М., 1993.
Гессен В. Ю. К истории евреев: 300 лет в Санкт-Петербурге. СПб., 2000.
Гиюр. Путь в еврейство / Сост. А. Стриковский. М.; Иерусалим, 2001.
Голб и Прицак. Хазарско-еврейские документы X в. М.; Иерусалим, 1997.
Готейн Ш. Д. Евреи и арабы. М.; Иерусалим, 2001.
ГрейвсР., Патай Р. Иудейские мифы. М., 2002.
Джонсон П. Популярная история евреев. М., 2001.
Дубнов С. М. Новейшая история еврейского народа: В 3 т. М.; Иерусалим, 2002.
Дубнов С. М. История евреев в Европе от начала их поселения до XVIII в.: В 4 т. М.; Иерусалим, 2003.
Евреи в Российской Империи XVIII-Х1)вв. М.; Иерусалим., 2001.
Еврейская энциклопедия Брокгауза: В 16 т. СПб., 1908—1913. М., 1991 (репринт).
Еврейский мир в почтовых открытках. М., 2000.
Кельнер В. Е. Очерки по истории русско-еврейского книжного дела. СПб., 2003.
Колетт С. Средневековая еврейская философия. Иерусалим; М., 2003. Краткая еврейская энциклопедия: В 10 т. Иерусалим, 1975-2001. Левинская И. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб., 2000. Маймонид М. Путеводитель растерянных. М.; Иерусалим, 2003. НемировскийА. А, У истоков древнееврейского этногенеза. М., 2001.
Новый Библейский словарь. Ч. 1. Библейские персонажи. СПб., 2001. Носенко Е. Э. «...Вот праздники Бога». М., 2001. Пилкингтон. С. М. Иудаизм. М., 1999.
Поляков Л. История антисемитизма: В 2 т. М.; Иерусалим, 1998. Ринекер Ф.,МайерГ. Библейская энциклопедия Брокгауза. Кременчуг, 2001. Тайна Израиля. СПб., 2003.
ТантлевскийИ. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994.
ТантлевскийИ. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 2005.
Телушкин Й. Еврейский мир. Иерусалим; М., 1992.
ТрахтенберДж. Дьявол и евреи. М., Иерусалим, 1998.
ТюменевА. И. Евреи в древности и Средние века. М., 2003.
Циркин Ю. Б. История библейских стран. М., 2003.
Шифман Л. От текста к традиции. М.; Иерусалим, 2002.
Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М.; Иерусалим, 2004.
Издательский дом «Питер» представляет серию «Религии мира»
Серия по религиям мира составлена из книг ведущих отечественных специалистов. Она предоставит читателю уникальную возможность окунуться в мир веры, традиций и учений самых распространенных религиозных конфессий. Книги серии будут полезны как преподавателям и студентам гуманитарных направлений, так и массовому читателю, интересующемуся различными религиозными учениями и историей культуры. Все книги богато иллюстрированы. В серию входят книги: