Добавил(а) Administrator
|
24.01.12 04:02 |
Страница 84 из 102
В целом консервативный иудаизм приобрел большое влияние среди иудеев США, по некоторым данным, к этому направлению принадлежало в середине XX в. до половины всех верующих. Деятели консерваторов содействовали созданию системы средних «школ Шехтера» и летних лагерей для распространения среди молодежи идей консерватизма. Изданные консерваторами молитвенники отличаются от традиционных. В частности, там отсутствуют призывы о возобновлении жертвоприношений в восстановленном с приходом Мессии Иерусалимском Храме, из утренних благословений исключены благодарности Богу, что он не создал молящегося язычником, рабом, женщиной. Раввины консервативного направления разработали свои варианты законов проведения различных церемоний и обрядов, в частности брачных. Однако особенно смелые новации консерваторов, в частности рукоположение женщин-раввинов, встретили серьезные возражения среди самих приверженцев консерватизма. В некоторых консерваторских общинах произошел даже раскол между сторонниками сближения с реформистами и сторонниками сближения с ортодоксами. Тем не менее в 1962 г. в США было создано международное объединение раввинов-консерваторов, ведется большая научно-пропагандистская работа. За пределами США общины консерваторов имеются в основном в Англии и в Израиле. Расплывчатость идеологии консерваторов относительно принципов веры и частной жизни привела к возникновению в их среде так называемого «реконструктивистского направления». Его основателем стал Мордехай Каплан (1881-1983). Центральным в его концепции является идея «иудейской цивилизации». По его пониманию, представление об иудаизме только как о религии неоправданно ограничивает его сущность и значимость. Он считает уместным использование понятие «иудейская цивилизация», рассматривая ее как живой развивающийся организм, обладающий набором признаков, как собственных, так и случайных, решительно отличающих его от других подобных организмов. По его утверждению, «иудаизм как инаковость — нечто гораздо большее, чем еврейская религия. Он включает в себя то переплетение истории, литературы, языка, социальной организации, общественного мнения, стандартов поведения, социальных и духовных идеалов, эстетичеких ценностей, которые в совокупности составляют цивилизацию». Отсюда понятно, что исходя их того мнения, что только в отдельном государстве «иудейская цивилизация» может существовать и развиваться самым естественным образом, Каплан поддерживал сионистскую идею. Представления Каплана, которые он развивал в своих многочисленных трудах, оказали большое влияние на широкие слои американского еврейства. Он способствовал организации особых сообществ иудеев (хеврот — товариществ) для регулярных встреч — не только для совместных молитв, но и для взаимного общения, учебы, взаимопомощи. Каплан в 1922 г. первым отметил Бат-мицва — религиозное совершеннолетие своей дочери, хотя до этого такой обряд совершался у иудеев только для 13-летних мальчиков. С этого времени этот обряд с участием девочек стал повсеместным. Вместе с тем из-за сведения религии к одному из вариантов народной веры, отрицания личной связи человека с Богом и его роли в сотворении Вселенной порой трудно отнести реконструк- тивизм к религии, несмотря на наличие синагог, раввинов, молитв. Изданный Капланом в 1945 г. реконструктивистский молитвенник настолько возмутил ортодоксальных раввинов, что они прокляли автора и публично сожгли его творение.
|