Главная Вихнович. ИУДАИЗМ
Вихнович. ИУДАИЗМ - Cтраница 45 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
24.01.12 04:02
Оглавление
Вихнович. ИУДАИЗМ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Все страницы

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИУДЕЙСКАЯ (ЕВРЕЙСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ (X-XV вв.)

Сущность еврейской философии. Расцвет иудейской учености в Багдадском халифате и мусульманской Испании. Творчество Ибн Габироля, Иегуды Галеви, Авраама ибн Эзры. Моисей Маймонид и его труды. Иудейско-христианские диспуты. Изгнание иудеев из Испании. Сефарды и Марраны. Конец средневековой еврейской
философии
Сущность еврейской философии
Строго говоря, средневековая иудейская (по принятой терминологии — еврейская) философия является системой идей, взглядов и методов, отраженных в сочинениях и трудах приверженцев иудаизма и направленных на доказательство того, что доводы разума и опыта не противоречат иудейскому Закону. При этом еврейские философы в своем стремлении объяснить мир, как и все средневековые философы, понимали философию как систему объяснения окружающего мира и места человека в этом мире.
Еврейская философия зародилась еще в Александрии Египетской во II в. до н. э. Ее виднейшим представителем был Филон Александрийский (ок. 25 г. до н. э. — 40 г. н. э.) (см. гл. 3). Однако в талмудическую эпоху наступил период самоизоляции иудаизма, прежде всего от эллинистической культуры, которая и сама переживала полный упадок во время распада Римской империи. В условиях гибели всех мессианских надежд на возрождение Иерусалимского Храма иудейские мыслители сосредоточились на национально-религиозных проблемах, на осмыслении иудейского рассеяния и и на постижении взаимоотношений Бога и человека. Кроме того, возникла проблема защиты учения от различных сект и движений, вышедших из недр самого иудаизма, прежде всего победившего в Римской империи христианства. Надо сказать, что ко времени арабского завоевания уже окончательно сложился так называемый раввинистический иудаизм, обладавший достаточным потенциалом для развития своей собственной религиозной традиции. При этом следует также отметить, что именно тогда зарождается мистическое направление иудейской мысли, в том числе и каббала, о чем речь пойдет в следующей главе.
Расцвет иудейской учености в Багдадском халифате и мусульманской Испании
В отличие от иудейских общин на территории варварских государств, образовавшихся на месте Западной Римской империи, иудеи под властью арабских халифов в общем находились в гораздо более благоприятном положении. Если до XII в. Европа по большому счету все еще оставалась примитивным аграрным обществом, то на Ближнем Востоке арабы сохранили все экономические, социальные и культурные достижения прежних веков. Процветали ремесло и торговля, развивались старые центры культуры и создавались новые. Достаточно сказать, что основанный в начале VIII в. Багдад стал крупнейшим городом тогдашнего мира. Особое значение имело распространение по всей территории халифата арабского языка. Под покровительством халифов на арабский язык была переведена большая часть сочинений греческих философов и ученых, прежде всего Аристотеля, причем в качестве источников использовались сирийские переводы. Примерно в IX в. в общую работу по возрождению интеллектуальной деятельности включились иудейские мыслители. К этому времени иудеи, как и все народы Ближнего Востока, в полной мере оценили богатство и красоту арабского языка. По словам иудея Ие- худы ал-Харизи (XIII в.), «язык арабский — нет ему равного среди всех языков по сладости его слов и прелести сравнений. Он приятен и мил всем слышащим его, выбит из пламени и обширнее моря». Правда, восхищаясь арабским, иудейские мыслители и поэты считали все же эталонным языком еврейский, потому что на нем выражено Божественное Откровение. Понимая близость еврейского и арабского, некоторые еврейские исследователи того времени утверждали даже, что еврейский и арабский языки являются в сущности одним и тем же.