Главная Вихнович. ИУДАИЗМ
Вихнович. ИУДАИЗМ - Cтраница 51 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
24.01.12 04:02
Оглавление
Вихнович. ИУДАИЗМ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Все страницы

Конец средневековой еврейской философии
Фактически история иудейской философии завершается трудами И. Абрабанеля (1437-1508), который стал свидетелем изгнания иудеев из Испании в 1492 г. Он уже придерживался той концепции, что вся Тора Божественна и нет оснований различать одну группу ее идей и представлений от другой.
Со временем в иудаизме возникает антирационалистическая реакция, когда философские подходы к изучению Торы и Талмуда рассматриваются как чистая ересь. Особенно острый характер идеологическая борьба за наследие Маймонида приняла в XIV в. в Южной Франции — Провансе. Там, на границе с Испанией, в период выхода иудейских центров из сферы арабского языка сложились мощные школы перевода арабских сочинений на еврейский язык для просвещения иудейских общин средневековой Европы. Взгляды противников рационализма и просвещения высказал переселившийся в Испанию уроженец Германии выдающийся талмудист Ашер бен Иехиель, известный под литературным псевдонимом Рош (1250-1327). Обращаясь к испанским иудеям, он говорил: «Ваших посторонних наук я не знаю, и благодарю Бога, который меня от них уберег». Его последователи требовали запретить иудеям, не достигшим 25 лет, изучать книги греческого происхождения по естествознанию и философии, кроме медицины. Запрещалось также толковать Танах в аллегорическом духе. Сторонники идей просвещения, напротив, утверждали, что философия принесла большую пользу иудаизму, поскольку очистила представление о Господе от остатков материального язычества. Без нее иудаизм выродился бы в полное суеверие. Дело доходило до взаимных проклятий и завершилось обрушившимся на иудеев общим бедствием — указом об изгнании, изданным французским королем Филиппом Красивым в 1306 г. Хотя это изгнание длилось 10 лет, борьба за выживание заставила прекратить все идейные конфликты.
Тем не менее рационалистическая традиция в последующие века сохранялась. Как было указано выше, во всех молитвенниках приводились 13 принципов Маймонида, а его комментарии к Талмуду публиковались во всех изданиях этого кодекса. Был переведен на еврейский с арабского его философский труд «Путеводитель растерянных». Однако его идеи были в значительной степени утрачены среди иудейских общин средневековой Европы и тем более вне ее. В этом немалую роль сыграли мистические учения, получившие распространение в позднем еврейском Средневековье.
Только уже в Новое время, начиная с потомка марранов Спинозы (1632-1672 гг.), появляются философы еврейского происхождения, в творчестве которых очень заметно влияние рационалистического иудейского наследия.