Страница 102 из 124
Антисемитское движение не ограничилось Германией. Вскоре оно
распространилось на Австро-Венгерскую империю, где в 1882 году в
Тиса-Эсларе состоялся суд в совершенно средневековом духе по обвинению в
ритуальном убийстве. В том же году в Дрездене открылся первый
международный антисемитский конгресс, на котором были предъявлены
совершенно дикие требования ограничить права евреев.
Даже Франция, родина еврейской эмансипации, оказалась заражена микробами
антисемитизма. Здесь события достигли своего апогея в 1894 году, когда
эльзасский еврей Альфред Дрейфус, капитан французского генерального штаба,
был обвинен в выдаче военных тайн германскому правительству. В
действительности все дело было результатом направленной против республики
интриги, в которой были замешаны французские антисемиты и
клерикально-монархические круги. Под аккомпанемент дикой антиеврейской
кампании в прессе, на улицах, в парламенте, военный суд признал Дрейфуса
виновным в измене. 5 января 1895 года Дрейфус, заявлявший во всеуслышание
о своей невиновности, был публично на парижской площади лишен офицерского
звания и сослан на Чертов остров отбывать пожизненное заключение.
Впоследствии стало известно, что "бордеро" (список секретных документов),
написанное якобы Дрейфусом и на котором базировалось все обвинение, было
подделкой некоего майора Эстергази, прокутившего свое состояние и
продавшего немцам французские секреты. Поднялся шум против осуждения
невиновного, тон задала знаменитая статья Эмиля Золя "Я обвиняю". Франция
разделилась на два лагеря - дрейфусаров и антидрейфусаров. Полковник
генерального штаба Анри изготовил новые подделки, чтобы подкрепить
обвинение, и когда это было раскрыто, покончил с собой. Однако только в
1899 году, когда к власти пришло более либеральное правительство, Дрейфуса
привезли обратно во Францию для нового суда. Военный совет, заседавший в
Ренне, опять осудил его, но приговор был столь явно несправедлив, что
президент Франции помиловал осужденного. Позднее апелляционный суд отменил
приговор, и невиновность Дрейфуса была провозглашена перед всем миром.
2. В западной Европе новое антисемитское течение в целом носило
теоретический характер. В России не понимали тонкого различия между
теорией и практикой. Значительная часть псевдоинтеллигенции стремилась все
перенимать у Германии и отнеслась к новым доктринам, как к последнему
слову науки. 13 марта 1881 года был убит император Александр II, и этого
было достаточно, чтобы реакционеры взяли верх: в течение нескольких недель
на головы несчастных русских евреев обрушился ад.
Спор в корчме в Елизаветграде (Херсонской губернии) 27 апреля 1881 года
относительно кровавого навета послужил предлогом для погрома. Весь этот и
следующий день в городе бушевала ярость. На глазах бесстрастных жандармов
иногда даже при содействии солдат местного гарнизона, творились
невероятные зверства. Эксцессы стали распространяться повсюду, подобно
лесному пожару. Наиболее крупные погромы были в Киеве и в Одессе. К осени
на юге России произошло не менее 160 погромов. Вместо того, чтобы принять
меры для наказания виновных, русское правительство попыталось разрешить
проблему, к которой было привлечено внимание мировой общественности,
репрессиями по отношению к жертвам. В 1882 году были обнародованы
печальной памяти "Майские законы", согласно которым евреи изгонялись из
всех деревень даже в пределах черты оседлости. В последующей интерпретации
законы эти стали еще более суровыми, ограничив всякое передвижение евреев
и затруднив им торговлю. С помощью нехитрой игры слов города с
десятитысячным населением были объявлены деревнями и из них было изгнано
еврейское население.
Шли годы, но условия жизни не проявляли никаких признаков улучшения. С
одной стороны, власти возмущались тем, что евреи желали остаться самими
собой и тем самым выделяться среди остальных, с другой стороны, сами
всячески препятствовали ассимиляции евреев под предлогом, что если их
допустить вторгнуться в русскую жизнь, то они будут в ней заправлять. Тем
временем евреев изгоняли из сельской местности и из глубинных районов
страны. Еврейкам позволяли жить в больших городах, где можно было получить
университетское образование, только если у них был "желтый билет"
проститутки.
|