Страница 37 из 124
Управляемые патриархом евреи Палестины представляли собой компактную
массу. Они сохраняли традиционную культуру и пользовались юридической
автономией. Но еврейская община постоянно уменьшалась. Христианство
понемногу вытесняло иудаизм из Палестины. Экономически страна находилась в
упадке. Опустошения, произведенные римлянами при подавлении восстаний
68-70 и 132-139 годов, оставили неизгладимый след, и страна никогда не
оправилась от них. Наступление пустыни и уменьшение количества осадков
лишило весь Аравийский полуостров и прилегающие земли их плодородия.
Налоги стали исключительно тяжелыми. Любые военные и гражданские
беспорядки сказывались на евреях сильнее, чем на остальных группах
населения, за исключением разве что их несчастных сородичей самаритян,
которые были столь же бесправны и участь которых была еще более горестна.
Прежде чем окончательно сгустился мрак, блеснул последний луч надежды.
Император Юлиан Отступник, настроенный резко против христианства, проявил
явную симпатию к иудаизму и в письме к своему "брату, почтенному патриарху
Гиллелю II" (320-365) высказал намерение по возвращении с готовящейся
войны с персами восстановить Храм в Иерусалиме. Но император с войны не
вернулся, и ликующие христианские авторитеты увидели в крушении надежд
евреев окончательное доказательство того, что Божья милость оставила их.
Теперь конец был близок. Когда в четвертом веке н. э. расшатанная Римская
империя разделилась на два отдельных государства - Римское и Византийское,
- Палестина естественно, досталась Восточному государству - Византии. В
399 году римский император Гонорий, видевший, как слитки золота и серебра
текут из его владений во владения соперника, запретил сбор в Италии
добровольного налога, который евреи ежегодно посылали на поддержание
Сангедрина. Это был тяжелый удар, который, должно быть, сильно сказался на
миниатюрном дворе в Тивериаде. На следующий год патриарха Иуду IV
(385-400) сменил его сын Гамалиель VI, который умер спустя 25 лет, не
оставив мужского потомства. Этим воспользовался император Феодосии II и
окончательно упразднил пост патриарха (425 г.). Исчез последний остаток
еврейской независимости, последний отблеск былой славы. Правда, некоторое
число евреев еще находилось в Палестине. По-прежнему сооружались довольно
крупные синагоги, подобно недавно раскопанной в Бет-Альфа. В Тивериаде и
других местах сохранялись школы и ученые. Так называемые масореты изучали
библейский текст, составляли юридическую литературу (утраченную и частично
обнаруженную в последние годы). Во время войны между персами и
византийцами за обладание Палестиной (при императоре Ираклии) местные
евреи, возглавляемые Вениамином из Тивериады, приняли сторону персов и
жестоко поплатились за это, когда вернулись прежние властители страны (628
г.). Во времена крестоносцев еврейское население Палестины окончательно
пришло в упадок, но по некоторым сведениям в отдаленных уголках Галилеи до
наших дней сохранились одна или две общины, никогда не покидавшие землю
отцов.
Все же можно сказать, что с упразднением патриархата - правления
Сангедрина - исчез последний остаток еврейской автономии, существовавшей
тысячу лет со времени возвращения из вавилонского пленения, и
преемственность политической власти дома Давида, первосвященников и
Хасмонеев отныне канула в прошлое. Теперь евреи оказались в полном смысле
слова оторванными от своей земли. Начиналась самая характерная и самая
удивительная глава в истории еврейского народа.
|