Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 4 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

III. САМАРИЙСКОЕ ЦАРСТВО

1. До наших дней еврейская традиция дошла в том виде, как она сохранялась

в южном, Иудейском царстве. Этот факт затемнен тем обстоятельством, что в

Библию включена подробная история северных племен. В целях ясности

изложения лучше вначале проследить до конца скудную историю так

называемого Израильского царства, прежде чем вернуться в главное русло

еврейской истории.

По контрасту с относительным спокойствием в Иудейском царстве, где

династия Давида завоевала прочную популярность в народе. Израильское

царство находилось в состоянии постоянных волнений. Его раздирала вечная

вражда между племенами. Каждый удачливый полководец становился угрозой

прочности трона. За два века существования северного царства там сменилось

девятнадцать правителей (вдвое больше, чем в южной части страны). Многие

царствовали всего 1-2 года, некоторые-несколько месяцев, а один - только

семь дней. По крайней мере половина этих царей умерла насильственной

смертью, чаще всего от рук преемников. В редких случаях правителю

наследовал его сын. Лишь две династии продержались несколько поколений.

Иеровоам видел ту доминирующую роль, которую Иерусалим стал играть при

Давиде и Соломоне не только как столица, но и как место, где находилась

национальная святыня. Весьма хитроумно попытался он подорвать значение

Иерусалимского Храма. В двух концах своих владений, в Дане и Бет-Эле, он

воздвиг святилища, которые должны были привлечь паломников, прежде

направлявшихся в Иерусалим, и тем ослабить значение иудейской столицы. В

то же время царь пошел на уступку людской слабости. Он поставил в

святилищах позолоченные изображения быков. Правда, это не было попыткой

возродить идолопоклонство. Изображения должны были в конкретной форме

представлять Бога Израиля. "Вот Бог твой, который вывел тебя из земли

египетской". Однако жесткость монотеистической концепции должна была

неизбежно ослабеть. Последствия этого должны были проявиться позднее.

2. Иеровоам царствовал 21 год и умер в 912 г. до н.э. После него мы можем

назвать лишь одного-двух выдающихся правителей. Омри (887-876), взошедший

на трон после гражданской войны, проявил себя энергичным и дальновидным

монархом. Он перенес столицу из древнего Шхема, который был злополучным

городом для стольких его предшественников, на новое место в шести милях к

северо-западу, названное Самарией. Отныне все царство зачастую стало

называться этим именем. Чтобы развить в стране торговлю, а также охранить

себя от растущей мощи Дамасского царства, Омри вступил в союз с

финикийцами и закрепил его женитьбой своего сына Ахава на дочери царя Тира

Изевели (Иезавель). Политика Омри принесла плоды в царствование Ахава.

Внешние влияния, вызванные союзом с финикийцами, достигли кульминации: из

Тира был перенят культ Ваала (Мелькарта) в его крайней форме, включая

человеческие жертвоприношения. Царица Изевель принесла с собой идеи

абсолютизма, чуждые еврейской концепции монархии.