Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 38 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

 

XI. МЕСОПОТАМСКИЙ ЦЕНТР

1. Период упадка Сангедрина в Палестине совпал с расцветом нового центра

еврейской жизни в Месопотамии. Не все евреи, угнанные в плен вавилонянами,

воспользовались возможностью вернуться в Палестину вместе с Шешбацаром и

Эзрой. В течение всех шести веков, пока в Иерусалиме стоял Второй Храм, в

Двуречье (Месопотамии) сохранялся - под персидским, а затем под парфянским

владычеством - второй важный центр еврейского населения, которое называло

себя и было известно в еврейском мире под названием "пленения" или

"изгнания" (гола). Здешние евреи занимались большой частью сельским

хозяйством, но были также крупные еврейские поселения в городах Нехардее и

Нисибиде на Евфрате. В первом веке н. э. весь царский дом вассального

княжества Адиабена на Тигре принял иудаизм. Раввины рассказывали

фантастические истории о тщательнейшем соблюдении еврейских законов

царицей Еленой и ее двором. Сама царица вместе с некоторыми членами ее

семьи была похоронена у стен Иерусалима. Во время войны с Римом в 68-70

гг. царь Адиабены и его брат доблестно сражались на стороне евреев.

Признанным главой вавилонского еврейства в отношениях с государством был

князь или глава изгнания (реш галута, экзиларх), ведший свое происхождение

от Давида. Он был окружен почти царскими почестями и славился щедростью и

гостеприимством. Через него государство взимало с еврейской общины тяжелые

налоги. Разговорным языком месопотамского еврейства был арамейский, близко

родственный ивриту, вытеснивший последний даже в Палестине. Юридически

община была совершенно автономна. Внутренние споры разрешались согласно

еврейскому закону, и традиционное учение поддерживалось и

культивировалось. В течение всего периода Сангедрина отношения с

Палестиной оставались тесными и постоянными. Вавилонские ученые приходили

совершенствоваться в знаниях к великим ученым Тивериады или Циппори. С

другой стороны, с ухудшением условий в Сирии многие еврейские семьи

переселились на восток, чтобы жить среди близких по духу месопотамских

единоверцев.

2. За исключением духовной и интеллектуальной жизни, относительно которой

мы осведомлены весьма хорошо, наши сведения о делах в Месопатамии в

последующий период (с 22 г. н. э.), когда провинция находилась под властью

персидских правителей Сассанидской династии, весьма скудны. Несмотря на

интенсивную литературную деятельность, которая была характерной чертой

этого периода, условия жизни были далеко не идеальные. Влияние магов (так

назывались священники зороастрийской религии) иногда приводило к

преследованиям иных вер. С другой стороны, некоторые правители, как,

например, царь Сапор I (241-272 гг.), сохранились в памяти народа

благодаря той симпатии, с которой они относились к своим еврейскими

подданным.