Страница 51 из 124
XVI. СЕВЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ
1. Впервые после вторжений варваров мир и порядок в Западную Европу
принесли завоевания и организационный талант Карла Великого, который
короновался в Риме на Рождество 800 года. Карл был не только сильным
императором, способным перешагнуть через богословские предрассудки своего
времени, - он был также дальновидным правителем, сумевшим понять, какой
важный вклад могут внести евреи в экономическую жизнь империи.
В соответствии с этим он и его династия последовательно
покровительствовали евреям и поощряли их иммиграцию. Сохранились
многочисленные документы, в которых император даровал какому-нибудь
еврейскому купцу протекцию и привилегию. Когда в 797 году в Багдад к
Гаруну аль-Рашиду отправилось посольство, переводчиком при нем был еврей
Исаак. В пути члены посольства умерли, а Исаак один вернулся и привел с
собой слона, посланного халифом императору в знак уважения. Еврейская
традиция во многих старых легендах сохранила имя основателя династии Карла
Великого в связи с милостями, которые он оказал их отцах.
В последующий период множество еврейских общин возникло во всех владениях
Каролингов. Купцы отправлялись из портов Средиземного моря во все концы
света, доплывая в поисках товаров да Индии и Китая. Они устремлялись но
старым торговым маршрутам на север и на восток, в Германию и дальше. Из
славянских земель они доставляли самый выгодный товар - рабов, которых
продавали затем в гарем иди в телохранители кордовскому халифу. Правда,
церковные власти смотрели на это косо, но отнюдь не по причинам гуманности
- цивилизация до этого еще не доросла. Они были против продажи христианина
в рабство неверному и зачастую вмешивались и расстраивали сделки.
Церковные съезды с монотонной регулярностью требовали, чтобы государство
следовало старым каноническим правилам и ограничениям для евреев. Однако
все пренебрегали этими правилами при открытом потворстве двора. В первой
половине девятого века архиепископы Лиона Агобард и Амуло всячески
настаивали и интриговали, чтобы гражданская власть ввела в их епархии
старый антиеврейский кодекс со всеми деталями, но, очевидно, без успеха.
Даже после падения династии Каролингов дом Капета продолжал проводить
политику протекционизма по отношению к евреям. Хотя иногда и случались
мрачные периоды, в целом условия жизни евреев поощряли иммиграцию. Район
их поселения, первоначально ограниченный югом страны, постепенно
расширялся. Вскоре на северо-востоке Франции в каждом городке, почти в
каждой деревне появились процветающие еврейские общины, и в течение трех
следующих столетий эта часть Франции являлась одним из важнейших центров
еврейской жизни и культуры.
2. Германские общины, очевидно, были ответвлением французских. Самые
ранние из них появились в коммерческих центрах, с которыми вели торговлю
франко-еврейские купцы. Еще во времена римлян еврейская колония была в
К„льне, а также, несомненно, в некоторых соседних городах. Этот район
оставался центром еврейского поселения вплоть до периода крестоносцев.
Помимо иммигрантов, пришедших с Запада, из Шампани, были и такие, которые
шли на север от одного коммерческого центра к другому по долинам Дуная и
Эльбы. Уже в девятом веке упоминаются евреи в Аугсбурге и в Меце. В
десятом они осели в Вормсе, Майнце, Праге, Магдебурге, Мерзебурге,
Ратисбоне и других городах. К концу одиннадцатого века евреев вдоль Рейна
было не меньше, чем в соседних районах Франции.
Последней крупной страной Западной Европы, где поселились евреи, была
Англия. Доказательств присутствия здесь евреев в римский или саксонский
период не имеется, хотя не исключено, что отдельные торговцы могли
добраться и сюда. Но с норманским завоеванием (1066 г.) Англия впервые
после падения Римской империи вошла в европейскую орбиту; страна была
открыта для иноземного предпринимательства, и евреи не замедлили
воспользоваться представившимися возможностями. В столице Нормандии Руане
еврейская община скорее всего существовала с начала XI века, и для ее
членов было вполне естественно пересечь Ла-Манш и поселиться в новой
стране, завоеванной их герцогом. К концу норманского правления еврейские
общины обосновались в Лондоне и в главных городах в провинции, особенно в
Йорке, Оксфорде, Норвиче и Бристоле.
3. Поселение евреев в Англии было кульминационной точкой в движении евреев
с Востока на Запад. На Востоке, в Палестине, сформировался еврейский
народ, и на Востоке же, в Палестине и затем в Месопотамии, создал он свой
характерный образ жизни. Но, как мы видели, эти древние центры пришли в
упадок. С другой стороны, выросла роль центров на Западе. Еще в IX веке
испанские евреи играли заметную роль. Начиная с середины XI века, Франция,
Германия и соседние страны разделили с Иберийским полуостровом духовную,
интеллектуальную, численную и экономическую гегемонию еврейской жизни. На
Востоке - в Византийской империи, Месопотамии, Аравии, Египте, Персии и
даже дальше, а Индии и Китае - продолжали существовать значительные
еврейские общины. Однако не им суждено было сыграть важную роль в
еврейской жизни и в мировой цивилизации.
|