Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 41 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

3. С течением времени материал, который изучался в школах Палестины и

Месопотамии, непомерно увеличился. Основой была Мишна, вокруг которой

накопилось множество конкретных юридических и иных случаев, действительных

или гипотетических. Это стало известно как Галаха (ход, образ жизни).

Кроме того, была Агада (повествование), включавшая в себя все, что не было

Галахой - гуманитарную часть раввинского учения. В вей имелось все:

история, фольклор, медицина, биология, биография, этика, астрономия,

логика, воспоминания о великих учителях древности, а также огромное

количество настоящих легенд, иногда очень красивых, иногда слишком

детских. Весь этот разнородный материал - Галаха и Агада вместе - называют

Талмудом (учением); раввинов этого периода называют амораим

(толкователями).

Талмуд повторялся и цитировался по памяти в ходе дискуссий в школах и на

собраниях в синагогах. Постепенно эти дискуссии, хотя и подвергавшиеся

всяким изменениям и дополнениям, тоже стали стереотипными. В Палестине

определенную форму им придал перед своей смертью рабби Иоханан Бар-Наппаха

(умер в 279 г.). Однако тревожное положение в стране и упадок школ

помешали окончательному оформлению Иерусалимского (правильнее,

Палестинского) Талмуда. Параллельный свод, возникший в Месопотамии,

значительно больше как по объему, так и по значению. Редактирование его

осуществлял Аши (375-427 гг.), руководитель школы в Суре.

Последующие поколения продолжали вносить дополнения и изменения в Талмуд.

Однако к концу V века в результате преследований зороастрийцами положение

месопотамских школ стало ухудшаться, и преемник Аши Равииа II предпринял

запись всей обширной устной традиции. Так возник так называемый

Вавилонский Талмуд, окончательная редакция которого была осуществлена

комментаторами (савораим), жившими после Равины II.

Значение Талмуда, с которым обычно связывается также палестинская

компиляция Мидраш, содержащая проповеди и легенды, украшающие библейское

повествование, в еврейской жизни отнюдь не было чисто академическим. Он

включает в себя накопленную за много столетий мудрость еврейского народа,

нет такого аспекта еврейской мысли, такого интересного предмета, который

не был бы представлен в Талмуде.

Период редактирования Талмуда совпал с ростом независимых центров жизни в

отдаленных районах, оторванных в политическом и языковом отношении от

прежнего ядра. Еврейский народ стоял на пороге совершенно новой фазы своею

существования в странах, о которых его предки никогда не слыхали, с

незнакомыми прежде занятиями, перед лицом невиданных ранее трудностей.

Евреи брали с собой в новую жизнь не просто свод религии или законов, но

цивилизацию.

Образ жизни, столь детально предписанный Талмудом, объединил весь народ

Израиля, где бы он ни находился и на какие бы политические фракции: он не

делился. Он наложил на евреев характерный отпечаток, который отличая их от

всех прочих народов, а также придал им феноменальную силу устойчивости и

сплоченности. Диалектика Талмуда отшлифовала еврейский ум и придала ему

необычную острогу мышления. Более того. Талмуд давал преследуемому еврею

средних веков иной мир, в котором он находил духовное убежище, когда

превратности того мира, в котором он жил, становились невыносимыми. Талмуд

давал ему "родину", которую можно было взять с собой, когда его родная

земля была потеряна для него. И если евреи сумели сохраниться как народ в

течение долгих последующих столетий, в условиях, которых не пережил ни

один иной народ, то в первую очередь они обязаны этим Талмуду.