Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 78 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

Более реальный путь был предложен Наси - герцогом Наксосским. Он был,

по-видимому, первым человеком, думавшим о восстановлении еврейской

Палестины практическими средствами. Благодаря своему влиянию при Высокой

порте-дворе султана-он добился разрешения отстроить лежавший в развалинах

город Тивериаду (Тиверию). Не довольствуясь восстановлением города и его

укреплений, он попытался превратить его в промышленный центр, создав там

текстильное производство, которым евреи Ближнего Востока занимались давно

и весьма успешно. Было посажено множество тутовых деревьев. Специалистам в

разных странах были разосланы приглашения приехать и поселиться в новой

колонии. Несчастные евреи папских государств, положение которых ухудшалось

изо дня в день, должны были быть перевезены на собственных судах герцога.

Однако взгляды герцога слишком опередили свое время. Возникли бесчисленные

трудности политического, экономического и духовного порядка, которые он не

смог преодолеть, и эксперимент закончился неудачей.

5. Важнейшим из новых центров еврейской жизни и учености был Сафед в

Верхней Галилее. Во времена испанского изгнания там жила лишь горсточка

евреев. Спустя сто лет в городе уже было не менее восемнадцати школ по

изучению Талмуда и двадцать одна синагога. Но изучавшиеся здесь предметы

очень отличались от предметов, изучавшихся за XIII веков до того, во

времена расцвета Сангедрина. Наряду с талмудическими штудиями о том, как

следует поступать человеку в том или другом случае, здесь преобладало

мистическое стремление понять, как человек появился на земле, познать

природу неведомого. Все это именовалось каббалой и передавалось устно из

поколения в поколение.

Преследования в средние века заставили евреев все больше обращаться к миру

сверхъестественного в противовес тяготам и превратностям повседневной

жизни. В XIII веке в Испании была написана книга, названная по ее первому

слову "Зогар" ("Сияние"). Она представляла собой мистический комментарий

на арамейском языке к Пятикнижию, наполненный рассуждениями о

происхождении вселенной, о природе божества, об аллегориях, содержащихся в

Священном Писании, и о скрытом смысле каждого эпизода и высказывания в

нем. Основная идея заключалась в том, что Божий Закон (Тора) не может

содержать ничего тривиального и что в каждом стихе, строке, слове, даже

букве или черточке скрыт некий высший мистический смысл, который может

раскрыть посвященным самую суть человеческого бытия.

Предполагалось, что книга была составлена во втором веке новой эры рабби

Шимоном бен Иохаи. Однако ее противники, пренебрегая очевидной древностью

некоторых отрывков, утверждали, что это современная подделка, и даже

указывали, кто, по их мнению, выполнил ее. Скорее всего, истина лежит

где-то посередине, поскольку, хотя книга и является, очевидно, позднейшей

компиляцией, она, несомненно, содержит элементы, восходящие к большой

древности.

В течение первых двух веков после своего появления "Зогар" и вообще

каббала не оказывала глубокого влияния на жизнь еврейской массы, хотя в

каждой стране появились страстные приверженцы каббалы. С изгнанием евреев

из Испании начался новый этап. Казалось очевидным, что эта катастрофа -

самый темный час ночи, который сменится рассветом - окончательным

освобождением, предсказанным древними пророками Израиля. "Зогару"

постепенно стали уделять все больше внимания, надеясь найти в нем

какое-нибудь указание на время, когда можно ожидать пришествия мессии.

Мистически настроенные ученые отправлялись в Верхнюю Галилею, где

происходило действие "Зогара", где жил когда-то ее святой автор и где еще

сохранилась его могила. Таким образом Сафед стал, так сказать, центром

возрождения мысли о загробной жизни. Люди вели здесь традиционный образ

еврейской жизни, равную которой по интенсивности трудно найти где-либо;

она была вся проникнута мистицизмом. Тщательно выполнялись все религиозные

предписания с особым вниманием к их скрытому внутреннему смыслу. "Зогар"

изучали больше, чем Талмуд, и годовщину смерти Шимона бен Иохаи отмечали

паломничеством на его могилу.

Деятельность одного человека дала этим тенденциям новое направление. Исаак

Лурия родился в 1534 году в Иерусалиме в семье беженцев из Германки.

Погрузившись в изучение "Зогара", он стал вести жизнь отшельника. Семь лет

он провел в размышлениях, живя в одинокой хижине на берегу Нила, посещая

свою семью лишь по субботам и говоря только по-древнееврейски. Такой

аскетический образ жизни привел к естественному результату: рабби Исаак

стал видеть галлюцинации, поверил в то, что он постоянно связан с

Иль„й-пророком и что его душа поднимается в небеса, где ее посвящают в

тайны мироздания Шимон бен Иохаи и другие великие учителя, незримо

присутствующие в его школе. В конце концов он перебрался в "священный"

Сафед, и вокруг него вскоре собрался кружок учеников, среди которых были

некоторые из лучших умов того времени. Благодаря им, он стал известен под

именем Ари ("Лев") - аббревиатура слов Ашкенази рабби Исаак.

Судя по тому, как распространилось его влияние и легенды о нем, он должен

был обладать незаурядной притягательной силой. Хотя сам он ничего не

подготовил для издания, записи его бесед, собранные учениками, особенно

беженцем из Калабрии Хаимом Ви-талем, вскоре распространились по всей

диаспоре и оказали огромное влияние на теорию и практику иудаизма. Все

детали ритуала, каждая буква молитв, каждый поступок в повседневной жизни

приобрели новый внутренний смысл, граничивший иногда с суеверием, но часто

красивый и даже глубокий. Это было самое одухотворенное проявление

иудаизма, вышедшее из Палестины со времени Второго Храма.