Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 46 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

Здесь евреи селились с незапамятных времен, судя по легендам - с периода

Первого Храма, во всяком случае до разрушения Иерусалима Титом.

Численность их к началу IV века была столь велика, что состоявшийся в

Эльвире церковный собор счел необходимым принять особые решения,

направленные против "чрезмерно дружественных отношений между евреями и их

христианскими соседями". При вестготах, создавших свое государство на

развалинах римской колонии, была принята арианская форма христианства. У

евреев теперь не было оснований для жалоб, к ним относились скорее с

особым благоволением. Но после обращения вестготов в католицизм последние

проявили столь характерную для неофитов гонительскую ревность. В 589 г.,

когда король Рекаред принял католичество, в Испании было введено церковное

законодательство. Под угрозой строжайших наказаний евреям запрещалось

иметь рабов-христиан, обращать иноверцев в иудаизм, жениться и выходить

замуж за христиан. Евреи были изгнаны со всех постов в государстве.

Последующие правители были несколько более терпимы. Но с 616 г., когда на

престол взошел король Сисебут, над евреями спустилась непроглядная тьма. В

течение почти ста лет открытое исповедание иудаизма было абсолютно

запрещено. Ряд церковных соборов, состоявшихся в Толедо под руководством

короля, сформулировал подробнейшие правила, с помощью которых бывших

евреев и их потомков следовало оторвать от веры их предков. Еврейских

детей отнимали у родителей и отдавали на воспитание в ортодоксальные

католические семьи. Сохранилось патетическое письмо бывших евреев столицы,

в котором говорится об их физической неспособности есть свинину, несмотря

на все желание продемонстрировать свою правоверность. Естественно, в

большинстве случаев обращение в христианство было притворным, и у себя

дома евреи соблюдали, насколько это было возможно, еврейские обряды и

обычаи. Но официально, за исключением отдельных коротких перерывов,

исповедание иудаизма в Испании было запрещено до самых последних дней

правления вестготов, и те, кто упорствовал в вере, были изгнаны из страны.

Понадобился решительный сдвиг во всем, чтобы к испанским евреям вернулась

свобода и началось то, что стало эпохой их величайшей славы.

 

XV. ПОД ВЛАСТЬЮ ИСЛАМА

1. Весной 622 года угрюмый араб-погонщик верблюдов, опасаясь за свою

жизнь, бежал из родного города Мекки; так началась история магометанства.

Для самого Магомета евреи не были чужаками. Они жили в Аравии еще задолго

до него. В V веке правитель Йемена принял иудаизм, и его королевство

оставалось полуеврейским до самого падения в 525 г. под объединенным

ударом абиссинцев и византийцев. На северо-западе полуострова евреи и

после этого сохраняли свое влияние. Подобно соседям-арабам, они делились

на племена, зачастую воевавшие друг с другом. По преданию, евреи принесли

в этот район новую культуру финиковой пальмы; в городах они славились как

ювелиры и ремесленники. Некоторые оазисы и города находились целиком в их

руках. В анналах арабской литературы до сих пор хранятся имена еврейских

поэтов и поэтесс. Отношения евреев с их соседями были дружественными.

Многих арабов привлекали принципы иудаизма; еврейский фольклор стал

неразрывной частью легендарной истории арабов.

Когда Магомет основал новую религию, он считал, что сможет ее легко

распространить среди евреев. Она была схожа с иудаизмом в таких чертах,

как строгий монотеизм, обычай обрезания, запреты на определенную пищу и

почитание святого города Иерусалима. Собственные высказывания пророка,

позднее собранные в Коране, включали в себя значительные отрывки из

еврейской истории и легенд, с которыми он, как и многие его современники,

был знаком с детства. Но, к его величайшему разочарованию, евреи держались

в стороне от новой веры. В начале Магомету приходилось относиться к ним

терпимо. Однако, когда в 624 г. в Бадре он одержал крупную победу над

мекканцами, его отношения к евреям изменились. Неожиданно на напал на

евреев Медины и изгнал их из города. Затем независимые еврейские племена

одно за другим подверглись нападению и в большинстве случаев были либо

изгнаны, либо уничтожены, либо вынуждены принять ислам. Оставаться

разрешалось лишь при условии уплаты победителю подати - половины всего

дохода. Так новая религия начала претворять в жизнь свой символ веры: "нет

бога кроме Аллаха, и Магомет пророк его".

Магомет следовал этой политике вплоть до самой смерти (632 г.). Его

непосредственные преемники, первые халифы, довели ее до логического конца,

изгнав евреев и христиан из покоренных территорий. При халифе Омаре

арабские племена начали свои феноменальные завоевания, покорив половину

известного в то время мира. За несколько лет все традиционные места

еврейского поселения: Египет, Палестина, Сирия, Месопотамия, Персия - были

захвачены арабами. Халиф уже не мог обращаться с обширной массой

немусульман, подпавших под его владычество, так же жестоко, как он

обращался с ними в Аравии. Если он не хотел, чтобы его новые владения

остались без населения, он должен был быть более терпимым. Соответственно

и официальная политика ислама по отношению к другим верам коренным образом

изменилась. Иноверцы жестоко наказывались, если они выступали против

Магомета или отвлекали его последователей от их религии. На них налагались

различные ограничения. Им полагалось носить особую одежду, платить тяжелый

подушный налог. Им не разрешалось носить оружие и ездить верхом на лошади.

Но они все же могли жить и исповедовать свою религию. С течением времени

некоторые ограничения отпали; веротерпимость ислама (если не в теории, то

на практике) в течение долгих последующих веков оставалась одним из

важнейших факторов еврейской истории.