Страница 47 из 124
2. В то время самым важным еврейским центром была Месопотамия, где еще
процветали старые школы и свежа была память об эпохе Талмуда. Для новых
арабских правителей было естественно в их отношениях с покоренными
народами использовать уже имеющиеся институты. Что касается евреев, то
посредником между ними и властями служил экзиларх, или Реш Галута,
которого его единоверцы чтили не только за высокий пост, но и за его
происхождение, восходившее, по легенде, к царю Давиду. Со стороны новых
правителей этот пост получил официальное признание, и занимающему его лицу
было дано право внутренней юрисдикции, а также некоторые привилегии,
соответствующие восточному представлению о вельможе.
В представлении масс почти на равной ноге с экзилархом, а в глазах
последующих поколений даже выше его, были главы двух больших школ или
академий в Суре и Пумбедите, в которых продолжались ученые традиции
предыдущей эпохи. Главы этих академий были известны под именем гаонов (в
единственном числе гаон - гений, гордость), и весь период обычно
называется "Эпохой гаонов". В своих академиях они продолжали развивать
традиции таннаим, амораим и савораим (см. выше) - прежних толкователей
устного Закона. Иудаизм уже не был ограничен территорией Месопотамии и
соседних стран. Евреи разбрелись по всему свету и не имели личного
контакта с крупными еврейскими центрами на востоке. Но где бы они не были,
всюду они нуждались в руководстве в делах, связанных с еврейским законом и
религией; для них поэтому было естественно обращаться с вопросами (которые
зачастую сопровождались пожертвованиями) к мудрецам месопотамских
академий. Значительная часть деятельности гаонов заключало... я переписке,
адресованной чуть ли не во все концы тогдашнего мира - от Испании и
Германии до Северной Африки и Египта. Эти ответы гаонов касались любого
вопроса, которым интересовался иудаизм: толкование Библии, разъяснение
Талмуда, религиозные вопросы, брачные правила, деловые взаимоотношения.
Самая ранняя еврейская литургия и первая история еврейской литературы были
составлены гаонами в ответ на вопросы любознательных евреев из стран
Запада.
Самая серьезная проблема, с которой столкнулись гаоны, заключалась в
караимском расколе. В еврейском народе всегда имелись две тенденции; одна
из них рассматривала иудаизм как живую традицию, постоянно растущую и
изменяющуюся, но по сути остающуюся той же самой, представленную
раввинами и учителями. Другая считала иудаизм застывшим и неизменным,
нашедшим свое отражение в особом своде законов.
Караимы придерживались второй концепции. В соответствии с традицией,
которая сохранилась у противников нового течения и которую поэтому нельзя
безоговорочно принимать на веру, поводом для раскола явился спор за пост
экзиларха в 767 году. Потерпевший поражение от своего младшего брата Анан
бен Давид нашел утешение в том, что создал параллельный орган под своим
руководством. Он решительно отверг авторитет раввинов, в результате
оппозиции которых он не достиг желанного поста. Анан бен Давид заклеймил
Талмуд как обман, а тех, кто придерживался его, как глупцов. Он отказался
признать роль традиции и толковании еврейских законов и обрядов. Он
признавал авторитет одной лишь Библии (Микра), и его последователи стали
называться "Бне Микра" или "Караим"; их противники получили имя
раввинитов. Руководимая Ананом новая вера, главным моментом которой
являлась буквальная интерпретация Писания, была в значительной степени
сухой и лишенной вдохновения. Запрещалось потреблять в пищу почти любое
мясо, в субботу нельзя было зажигать огонь; обращение к врачу в случае
болезни считалось отсутствием благочестия; были введены сотни других
невозможных ограничений, которые оправдывались ссылкой на Писание.
Однако учителя следующего поколения, особенно Беньяиин из Нехавенда (ок.
830 г.) и Даниэль аль-Кумиси (ок. 900 г.), проявили большую человечность и
проницательность в своем понимании Священного Писания, частично
позаимствовав методологию и идеи даже у ненавистных раввинитов.
Новое толкование иудаизма добилось быстрого успеха. Многие симпатизировали
ему; оно приобрело десятки тысяч приверженцев среди менее образованных
евреев, для которых аргументы раввинов казались слишком сложны и которые
постоянно обращались за советом к Библии.
Караимское движение распространилось из Месопотамии на соседние
территории. Оно появилось и в Палестине; основало многочисленную колонию в
Египте; оно имело приверженцев даже в далекой Испании. Одно время
казалось, что новое течение берет верх и что раввинский иудаизм нисходит
до положения маловажной секты. Тем, что этого не произошло, история
обязана главным образом стараниям одного человека.
3. Величайший из гаонов Саадья бен Иосеф (882-942 гг.) был уроженцем
Египта, которого пригласили в Месопотамию возглавить приходившую в упадок
академию в Суре. Саадья понимал, что караимов нужно было бить их
собственным оружием. Пока что академии довольствовались толкованием
Талмуда и еврейских законов, не обращая внимания на новые течения и
мировоззрения. Караимы обращались к разуму; нужно было последовать их
примеру и разбить их теми же аргументами. Они противопоставляли Библию
Талмуду, раввинам следовало вновь возвратиться к Библии и показать, что
еврейская традиция исходит из нее.
|