Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 88 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

XXVI. ЗАРЯ СВОБОДЫ

 

1. Славный период европейской истории, начало которому положил Ренессанс,

евреи встретили, будучи в крайне бедственном положении. Имелся только один

район - Иберийский полуостров, где евреи находились в равноправном

положении с остальным населением, но с конца XV века открытое соблюдение

обрядов иудаизма стало преступлением, наказуемым смертью. Инквизиция

постоянно старалась искоренить это самое страшное из зол. Она часто

устраивала ауто-да-фе, считавшееся в тогдашней Европе одним из самых

роскошных зрелищ. На глазах тысяч собравшихся несчастные, заподозренные в

неверности святой католической церкви, подвергались ужасному наказанию. В

подавляющем большинстве случаев жертвами были марраны, потомки евреев,

которые, несмотря на все опасности, оставались втайне верными догматам и,

насколько было возможно, обрядам своей старой веры.

Вплоть до последних дней испанской и португальской инквизиции, т. е. до

конца XVIII века, тайные иудеи составляли очень высокий процент среди ее

жертв. Затем сведения о них становятся смутными и почти исчезают. Однако

еще в наши дни один путешественник с удивлением обнаружил в горах на

севере Португалии несколько общин марранов, на словах придерживающихся

христианства, но в душе верных иудаизму. Одним из самых романтических

эпизодов новой истории было возникшее среди них движение за воссоединение

с народом и верой, от которых их так безжалостно оторвали четыре с

половиной столетия назад.

Вместе с тем, несмотря на все запреты и опасности, иудаизм оставался

вполне реальной силой на Иберийском полуострове. Было общеизвестно, что

значительная часть потомков евреев в душе придерживалась веры отцов. Их

можно было найти повсюду среди нищих и государственных деятелей, среди

драматургов и крестьян, среди сапожников и ученых. Они почти полностью

контролировали португальскую торговлю. Они создали крупные банки,

пользовавшиеся европейской известностью. В университетах было много

профессоров еврейского происхождения, которые считались крупнейшими

научными светилами Португалии, пока не приходило время сжечь их на костре.

Половина самых знаменитых врачей того времени были марраны. Часто ради

того, чтобы быть в большей безопасности, они шли в духовенство, и

некоторые из них достигли там высоких постов.

Итак, в то время как во всем остальном мире евреи считались низшими

существами, в Испании и Португалии условия были иными. Правда, ни один

иудей не допускался туда. Однако там было много людей, которые - и это

было известно - оставались в душе евреями, но против которых не

выдвигалось никаких обвинений и которые пользовались полным равноправием с

остальным населением. Они говорили на том же языке, занимались теми же

делами, жили в тех же кварталах, носили ту же одежду. Их образ жизни был

во всем, до мельчайших деталей, идентичен образу жизни их соседей. Они

носили звучные христианские фамилии, принятые их предками при крещении.

Они были испанцами или португальцами в самом полном смысле этого слова,

отличаясь от остальных лишь своим происхождением и тайной верой.

2. Еще в конце XV века среди "новых христиан", желавших добраться до

такого места, где они смогут открыто исповедовать веру предков, возникло

стремление эмигрировать с Иберийского полуострова. Правда, их цели были

общеизвестны, и закон категорически запрещал Им выезд из страны. Однако

всегда можно было найти выход: либо бежать, либо получить разрешение на

поездку за границу по неотложному делу, либо (наиболее обычный способ)

отправиться с паломничеством в Рим. Поэтому чуть ли не сразу же после

массового крещения евреев в Испании порты Средиземноморья оказались полны

беженцами-марранами, стремившимися вернуться к иудаизму. После

насильственного крещения в Португалии поток особенно усилился. По всей

Турции, Северной Африке и Италии существовавшие общины приняли

португальских беженцев, часто людей глубоко набожных и ученых, которых

тяжело коснулась трагедия 1497 года. Кое-где португальские марраны

оказались в таком большом количестве, что смогли основать собственные

общины рядом с уже существовавшими.

Большую роль сыграла в истории та часть марранов, которая направила свои

шаги в противоположном направлении. Расцвет стран Средиземноморья

закончился. Уже была открыта Америка. Первенство в торговле, мореплавании,

богатстве перешло к Северной Атлантике. Положение Испании и Португалии в

мировой торговле было в это время жизненно важным, поскольку благодаря их

усилиям (и при финансовой и научной помощи их еврейских подданных) были

открыты и новый континент на западе, и новые пути к сокровищам Востока. В

каждом важном торговом центре Северной Европы в это время имелась более

или менее крупная испанская или португальская торговая колония, в которой

командные посты занимали "новые христиане". Дальнейшая их судьба была

различна. Некоторые исчезли, растворившись в окружающем населении. Другие

в течение многих поколений вели двойную жизнь. Третьи, оказавшись в более

веротерпимом окружении (обычно под властью какой-нибудь протестантской

державы Севера), смогли порвать с навязанной им верой и без большой потери

времени организоваться в легальные еврейские общины.