Страница 40 из 124
Таким образом, в дополнение к писаному своду вырос обширный "устный
закон", передававшийся в школах из поколения в поколение. Значительная
часть его была столь древней, что рассматривалась как традиция, полученная
самим Моисеем на горе Синай. Рабби Акива бен Иосеф начал приводить этот
разнородный материал в порядок. В первую очередь он расширил тенденцию и
самый метод отыскания в библейском тексте оправданий для каждого пункта
устной традиции. Так, необычное написание или удвоение слова служило для
увязывания новой судебной практики со старым писаным Законом. Во-вторых,
он первый расположил накопившийся материал в соответствии с содержанием.
Его ученик рабби Меир отредактировал и обработал материал, собранный его
учителем. Возможно (хотя это и не достоверно), что эти ученые продолжали и
дальше полагаться на устную передачу, ничего не записывая. Феноменальная
восточная память позволила бы использовать устный метод передачи
неопределенно долго, если бы условия были спокойные. Но условия в
Палестине были далеко не спокойные, и к концу второго века н. э. устная
традиция стала вымирать с ужасающей быстротой.
В этих условиях была предпринята окончательная редакция "устного Закона".
Руководил этой работой патриарх Иуда I, с чьим именем она и связана. Была
собрана и обработана традиция, сохраненная ста пятьюдесятью учеными.
Собранный Акивой и Меиром материал был пересмотрен и дополнен.
Сомнительный материал был исключен; завершено распределение по темам. В
спорных случаях указывалось мнение большинства. Весь материал был
расположен в шести частях, которые делились на трактаты, главы и фразы
(стихи).
Все было составлено на чистом древнееврейском языке, к которому патриарх
имел пристрастие. Новый свод был назван Мишна, или Повторение. Раввины,
участвовавшие в его составлении, от Гиллеля и его предшественников до
самого редактора Иуды I позднее стали называться арамейским словом
"таннаим".
2. Не успела работа закончиться, как вокруг нее начались новые дискуссии.
Так же, как и Пятикнижие, Мишна не могла дать ответ на все случаи жизни.
Постоянно возникали новые проблемы религиозного и юридического характера,
которые приходилось как-то разрешать. Их тщательно изучали со всех сторон
в свете Мишны или других, менее важных сочинений, таких, как Тосефта
(Дополнение) или Барайта (Заключение), которые так же относятся к Мишне,
как апокрифы к Библии. Кроме того, имелась обширная традиция - история,
легенды, этика, - не вошедшая в строго практический свод, составленный
патриархом Иудой I. Все это являлось предметом лекций и дискуссий в школах.
В период, последовавший за составлением Мишны, несмотря на политический и
экономический упадок в стране, имелись ученые, которых можно поставить в
один ряд с наиболее славными учеными предыдущего поколения: известный
своей терпимостью сын кузнеца Иоханан бар Наппаха (умер в 279 г.) или брат
его жены Шимон бен Лакиш, который был гладиатором до того, как под
влиянием Иохнана обратился к учению.
Поразительное стремление к знаниям было характерно не только для евреев
Палестины. И раньше в течение многих поколений юноши из Месопотамии
приходили учиться в палестинских школах. Одним из самых блестящих учеников
Иуды I был Абба Высокий (умер в 247 г.), Рав (Старший), как его потом
стали называть. Этот ученый, уроженец Вавилонии, по возвращении туда
основал собственную школу в городе Сура. С ней соперничала школа в
Нехардее, главном еврейском поселении Месопотамии. Она достигла расцвета
при Самуиле (умер в 254 г.), современнике Аббы Высокого и представителе
иной системы юриспруденции, который был в то же время врачом, анатомом и
астрономом. Когда в 261 г. пальмирские войска разграбили Нехардею, школа
перебралась, после многих перипетий, в Махозу на Тигре, неподалеку от
нынешнего Багдада. Тем временем в Пумбедите, в нескольких милях от Суры,
возник новый важный центр учения. В течение восьми следующих веков, с
небольшими перерывами, школы Суры и Пумбедиты были главными оплотами
еврейской учености.
Организация интеллектуальной жизни в Месопотамии, как и в Палестине,
коренным образом отличалась от европейского представления о школе. Училась
не какая-то прослойка населения, стремившаяся приобрести специальность.
Изучение Божьего Закона считалось привилегией и долгом каждого мужчины,
независимо от его положения. Сам экзиларх бывал иногда способным ученым.
Крестьянин или ремесленник старался посещать школу каждый день после
утреннего и вечернего богослужения, работая днем в поле или в мастерской.
Любознательные ученики часами сидели вокруг какого-нибудь известного
раввина и слушали его заключения по делам, с которыми к нему обращались
люди, отмечая в уме не только его аргументы и прецеденты, но и его манеру
говорить, его поведение и привычки. Весной и осенью, когда
сельскохозяйственные работы прекращались, толпы людей устремлялись в школы
со всех концов страны, и целый месяц шли регулярные занятия. Этот метод в
какой-то мере соответствует современной системе, когда университет
организует циклы лекций для желающих (не студентов), однако в наш
просвещенный век нет того всеобщего характера и той интенсивности в
занятиях.
|