Страница 27 из 124
После греческого завоевания эмиграция из Палестины усилилась. Евреи
последовали за Александром Македонским и были среди тех, кого он поселил в
новом городе Александрии. Затем в течение долгих лет Палестина была
подчинена Египту, и большая страна, как всегда, притягивала к себе жителей
малой страны. Еврейское население Египта быстро росло, и численность его
доходила до миллиона. Крупное поселение с древних времен было в Кирене. В
Александрии несколько сот тысяч евреев занимали два из пяти кварталов
города. Евреям было разрешено жить по своему традиционному закону под
властью собственного этнарха (греч.- правитель народа) с советом из 70
старейшин. В городском самоуправлении евреи были представлены
руководителями общин. В Леонтополисе два с половиной века функционировал
храм, построенный в годы преследования евреев в Палестине по образцу
Иерусалимского Храма.
Египетские евреи проникли во все области жизни. Среди них были торговцы,
художники, крестьяне, ремесленники. Многие жили в военных поселениях в
разных частях страны, причем, некоторые занимали высокие посты. Во всех
отношениях, кроме религии, они совершенно ассимилировались с окружавшим их
населением.
В то время Египет был крупнейшим центром эллинистической культуры. Этот
факт не мог не повлиять на евреев. Они сменили язык отцов на греческий;
все они приняли греческие имена (этот процесс зашел далеко даже в
Палестине); чтобы удовлетворить свои культурные потребности, они создали
большую литературу на местном языке. Еще в III до н.э. под царским
покровительством начал выполняться греческий период Священного Писания,
известный под названием "Септуагинта", который пользовался непоколебимым
авторитетом среди александрийского еврейства. Подражания и дополнения к
Библии (апокрифы и псевдоэпиграфы) были составлены по-гречески в
Александрии и проникнуты местными философскими концепциями. Естественно,
многие авторы отказывались от традиционных моделей, и в результате выросла
совершенно независимая литература, имевшая целью познакомить
эллинизированных евреев с их собственной национальной культурой и
продемонстрировать нееврейским критикам и наблюдателям превосходство или
по крайней мере рационализм иудизма. Были историки, писавшие рассказы о
царях Иудеи; археологи, изучавшие еврейские древности; поэты, создававшие
драмы и эпические произведения на библейские сюжеты; апологеты, защищавшие
свой народ от тогдашних антисемитов; философы, изучавшие Моисеев Закон и
доказывавшие, что они не противоречат, а скорее даже предвосхищают модную
греческую культуру.
Эта тенденция, появившаяся в III столетии до н. э. и развившаяся во
втором, сохранялась и после римского завоевания Египта в середине I века.
Ее кульминацией является благородная личность Филона Александрийского (20
г. до н. э. - 45 г. н. э.), благодаря которому эллинистическая еврейская
культура отлично известна современному миру. Жизнь в Египте была
полнокровной. и удивительно современной по своему характеру. Однако душа
еврейского народа и главные традиции еврейской культуры сохранялись
по-прежнему в Палестине.
Примечание к гл. VIII
С тех пор, как были написаны эти страницы, была обнаружена в свитках
Мертвого моря большая литература, относящаяся к той эпохе. Рукописи были
найдены в пещерах по соседству с остатками уединенного поселения в
Кумране, недалеко от Иерихона. Эти свитки свидетельствуют о большой
религиозной и литературной активности еврейского народа в начале
христианской эры. Многие ученые полагают, что это литература и
дисциплинарный устав малоизвестной секты ессеев; другие приписывают
составление рукописей ультрапатриотической группировке зелотов, возникшей
несколько позднее. Вместе с обширной и разнообразной оригинальной
литературой там было найдено много библейских рукописей, написанных за
тысячу лет до известных ранее.
|